Исламский мир на кинопленке: авторы, герои, города. «ЯЙЦО» (2007). С. Капланоглу

 
21.09.2015
 
Факультет истории; История исламских народов в составе России
 
Наталья Казурова

Европейский университет в Санкт-Петербурге и профессура ТАИФ по истории исламских народов в составе России представляет цикл киносеминаров «Исламский мир на кинопленке: авторы, герои, города».

Автор цикла и ведущий семинаровНаталья Валерьевна Казурова, к.и.н., специалист по истории иранского кинематографа, автор научных статей, рецензий, обзоров, участник многочисленных научных конференций, координатор программы Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OpenCinema-2014.

Второе заседание киносеминара состоялось 13 марта и было посвящено просмотру и обсуждению фильма турецкого режиссера С. Капланоглу «Яйцо».

ЯйцоЯйцо | Yumurta | Семих Капланоглу | Турция | 2007| 92 мин. |

И так изберет тебя твой Господь,
и научит тебя толкованию событий (снов), и завершит
Свою милость над тобой и над родом Йакуба,
как завершил ее раньше над твоими отцами...

Коран, сура Йусуф (12:6)

 

Семих Капланоглу – один из ведущих мастеров нового поколения турецких режиссеров. Его фильмы одинаково хорошо принимают на Востоке и на Западе. В чем причина международного признания?

Режиссер в своем творчестве апеллирует к идее «кино без границ». Восхищаясь работами Р. Брессона, А. Тарковского, С. Рая и Я. Одзу, он помещает своих героев в миры, заданные общекинематографическим пространством и временем. Однако его самобытные ленты не могут жить в отрыве от родной турецкой культуры.

В «Яйце» ведется рассказ о молодом поэте Юсуфе, который покидает привычный мир мегаполиса и приезжает в дом детства на похороны матери. В отчем доме, на узких улочках небольшого городка и среди сочной зелени близлежащих пастбищ Юсуф чувствует себя потерянно и неуютно. Разбросанные повсюду воспоминания юности воображение Юсуфа преобразовывает в фантазии и сны.

На новое испытание толкает нашего героя и его племянница Алия. Она передает ему последнюю волю матери – совершить жертвоприношение, которое она сама не успела сделать. Полный скепсиса и нежелания участвовать в ритуале Юсуф все же дает свое согласие, по-видимому, инстинктивно чувствуя, что призраки прошлого не отпустят его, пока он не рассчитается со всеми долгами...

Фильм повествует о том, как после смерти матери Юсуф возвращается в родной город, в котором давно не был, но в котором продолжают жить его старые знакомые, родственники и воспоминания. Зрителю открывается картина неторопливой провинциальной жизни, спокойной и размеренной, которая сталкивает героя с самим собой, побуждая переосмысливать прошлое и настоящее. В этой истории угадывается жизнь каждого с его чаяниями и надеждами, реализованными планами и несбывшимися мечтами. Повествование течет как река, завораживая красотой пейзажей, неторопливостью развития событий и молчаливостью героев.

Если посмотреть на этот фильм с антропологических позиций, то связкой всей картины служат похороны – обряд перехода, который лучше всего возвращают человека к традиции. Сам Капланоглу – совершенно светский человек, поэтому тот ислам, который представлен в его фильмах, можно охарактеризовать как интеллектуальный. Вместе с тем, в ленте интереснейшим образом переплетаются основы классического, в данном случае турецкого ислама и элементы народной жизни.

Второй обряд перехода, который можно наблюдать в фильме – свадьба. Главные герои Юсуф и Алия, отправляются в небольшое путешествие, которое становится переломным моментом не только всего фильма, но их судеб: они начинают раскрываться друг для друга, смеяться, разговаривать. Формирование взаимосвязи между главными героями происходит именно на свадьбе.

Особое внимание в ходе обсуждения было обращено и на интерпретацию «яйца», тема которого вынесена в заглавие фильма и показана зрителю трижды. Первый раз – это перепелиное яйцо в руке главного героя, которое он видит во сне и которое символизирует хрупкость этого мира и внутреннего мира главного героя. Оно разбивается. Примерно в середине фильма идет поиск яйца мальчиком и взрослым мужчиной. В конце фильма девушка отдает яйцо главному герою. Яйцо символизирует рождение, что-то новое. Существует множество космологических мифов о рождении мира из яйца, где земля – это желток, а скорлупа – небеса. Этот символ встречается и в иранском кинематографе, в частности в фильме Мохсена Махмальбафа «Габбе» роды показаны опосредованно: курица сносит яйцо, и оно падает в руки главной героини.

В фильме много сновидений, они плавно заменяют реальность, представляя пограничное состояние человека, «маленькую смерть», через которую можно постичь этот мир. Мир раскрывается посредством воображения, фантазий, которые приходят к людям во время не бодрствования. По многочисленным восточным сонникам яйцо – это символ не только нового, рождения, но и женщины. Если почитать рецензии западных кинокритиков, то можно обнаружить философский подтекст: они сравнивают яйцо и главных героев с некой «вещью в себе», поскольку на протяжении всего фильма последние предстают как замкнутые миры, каждый из которых проживает свою жизнь, оставляя зрителю возможность лишь в общих чертах понять чем же они живут.

Линия снов, фантазий, имени главного героя, возвращает зрителя к коранической легенде о прекрасном пророке Юсуфе, который умел разгадывать сны. На протяжении всего фильма можно обнаружить параллели между 12 сурой Корана «Юсуф» и жизнью главного героя.

Наталья Казурова