11 декабря 2013 года в рамках Открытого исследовательского семинара факультета истории искусств состоялась встреча с Алексеем Гусевым. Знаток истории театра и кино, режиссер и критик, он был долгожданным гостем в Европейском университете. На семинаре факультета истории искусств Алексей Гусев рассказал о деятельности кинокомпании "Film d'art" и том перевороте, который она произвела во французском кинематографе 1900-1910-х годов.
Главный сюжет выступления Алексея Гусева – фильм "Убийство герцога Гиза" 1908 года. Описывая исторический контекст создания этой ленты, Алексей делает акцент на состоянии кризиса, в котором оказался французский кинематограф в 1900-е годы. Увеселительные кинофильмы, показываемые в кафе-концертах между куплетами шансонье, являются самым популярным развлечением у публики, но в то же время считаются продукцией второго сорта. Будучи преимущественно балаганным искусством, к концу 1900-х годов кинематограф исчерпывает свои приемы. Очевидным выходом из тупика было создание звукового кино, и именно по этому пути пошел Леон Гомон. В его кинокомпании, одной из крупнейший во Франции, стали производить так называемые фоносцены – фильмы-песни, фильмы-танцы и кинозаписи реприз модных конферансье.
Впрочем, это решение устраивало не всех. В среде кинематографистов высказывается желание поднять кино до уровня высокого искусства. В 1908 году юристы компании "Пате" Э. Могра и М. Геган выпускают брошюру "Кинематограф и закон", в которой поднимают вопрос авторского права в кино. Однако центральной идеей этого текста было создание собственно художественного кинематографа, его отделение от низовой культуры варьете и балагана. Авторы брошюры сетовали на падение нравов, видя спасение в возрождении кинематографа в традициях академической культуры. В это же время барон Поль Лафит, представитель одной из крупнейших банкирских династий в мире, учреждает кинокомпанию "Film d'art", провозглашая его целью создание высокохудожественного кинематографа благодаря привлечению ведущих деятелей искусства страны. И это был уникальный случай, когда подобный подход имел результат.
Первой работой кинокомпании стал фильм "Убийство герцога Гиза", вышедший на экраны 17 ноября 1908 года. Автором сценария был Анри Лаведан, один из ведущих французских драматургов того времени, а главную роль играл Шарль Ле Баржи, премьер "Комеди Франсез". Музыку к фильму писал Камиль Сен-Санс. Выход этого фильма заставил критиков говорить о появлении кино как искусства.
Что отличало его от балаганных кинолент? Во-первых, все персонажи в нём разговаривали: звука не было слышно, однако артикуляция актеров была видна. Ранее в немом кино актеры играли, не раскрывая рта – в имитации речи не было необходимости, когда рассказывались простые и легкие истории. Однако "Убийство" было необычайно длинным по тем временам полуторачасовым фильмом с подробно написанным сценарием на исторический сюжет. Звук голоса артистов заменяла музыка Сен-Санса. Зрелище актеров, немо открывающих рот и разговаривающих без звука, производило удивительный эффект. Критики писали о том, что фильм заставляет зрителей внимательно всматриваться в экран – и даже не столько для того, чтобы прочитать по губам актеров, о чем идет речь (благо, сюжет был всем хорошо знаком), сколько вглядываться в саму игру актеров, в их мимику и пластику, догадываться, что они могли бы сказать в этот момент. Алексей Гусев считает, что изобретение компанией "Film d'art" нового кинематографа было возрождением утопии Руссо о коммуникации, которая не нуждается в языке и происходит помимо языковых форм и средств.
Не менее революционным решением было использование фонограммы Сен-Санса. В отличие от импровизированной музыки, которую исполнял в кафе-концертах тапер, она была создана специально для этого фильма и проигрывалась большим оркестром синхронно с игрой актеров. Сен-Санс строит фонограмму как систему лейтмотивов, которые сменяются при поворотах сюжета или появлении тех или иных героев. В результате музыка Сен-Санса выступала в фильме как бы заменой речи актеров. Впрочем, заменой неравнозначной, и именно зазор, образующийся между действиями персонажей и сопровождающей их музыкой создавал эффект отстраненного комментария.
Флорентийский кинокритик Риччото Канудо писал, что музыка в лентах "Film d'art" дала нам тишину в кино. В декабре 1908 он впервые употребил словосочетание "немое кино". В нем, по словам Канудо, музыка встает на один уровень выше и подчеркивает немоту происходящего, заставляющую зрителей вглядываться в правила киномонтажа, в героев, в окружающее их пространство. В тот момент, утверждает Алексей Гусев, когда кино отказывается от звука, его начинают называть, во-первых, немым, а во-вторых, искусством.
Александра Шаповалова
{gallery}art_history/materials/gallery/2013-12-11-gusev{/gallery}