Центр антропологии религии на конференции ВДНХ–XIV

 
01.12.2020
 
Центр антропологии религии

19–21 ноября 2020 года в Европейском университете состоялась XIV Общероссийская научная конференция «ВДНХ». В рамках онлайн-конференции научные сотрудники Центра антропологии религии Екатерина Хонинева и Сергей Штырков организовали секцию «Вернакулярное религиоведение и антропология религии: к перспективам новых историографий».

 

Аннотация секции:

Уже начиная с 1980-х гг. многие западные исследователи религий, представляющие социальные дисциплины, начали критический анализ господствующих в академии эпистемологий в постколониальной перспективе и поставили их в ряд многих других равноправных вариантов. Вернакулярные теории различных культурных форм стали рассматриваться не только в качестве предмета изучения, но и как источники вдохновения для новых исследовательских проектов. Для антропологии религии дискуссия об академических и локальных теориях приобретает дополнительные оттенки ввиду ее сосуществования с теологией. Антрополог Джоэль Роббинс, отсылая к классической статье Мэрилин Статхерн "An Awkward Relationship: The Case of Feminism and Anthropology", задается вопросом, не присутствует ли в отношениях между антропологией христианства и теологией некоторая неловкость, возникающая из осознания генеалогической связи антропологических понятий с христианскими богословскими концептами. Взаимодействие антропологических и вернакулярных теорий религии можно наблюдать и в других модальностях. Так, некоторые представители религиозных культур, видя в академических дискурсивных практиках мощный ресурс, стремятся вступить с социальными учеными в диалог. Современная этнографическая реальность такова, что информанты могут говорить как профессиональные антропологи, а антропологи — как верующие, погруженные в онтологии и эпистемологии религий, которые они изучают. Это является интригующей исследовательской проблемой, одним из способов решения которой может стать анализ дискурсивных взаимовлияний, изучение в синхронии и диахронии социальной жизни идиомов каждой из интересующей нас групп.

В рамках панели мы включили в фокус одновременно и академические, и вернакулярные теории религии, их различия и сходства, а также нюансы их взаимоотношений. Можно ли провести между ними не институциональную, а методологическую или аналитическую границу? Как и к каким предметным областям могут прилагаться теории, сформулированные в академии и «изнутри» традиции? Каким объяснительным потенциалом обладают теории, продиктованные теми же идеологическими установками, что и локальные объяснительные модели?

В дискуссии приняли участие:

  • Ирина Садовина (Университет Тарту): Вернакулярная теория от конспирологической до критической
  • Юлия Сенина (ЕУСПб): Диалог между представителями нью-эйдж культуры и академической археологии (на примере деревни Окунево в Муромцевском районе Омской области)
  • Екатерина Хонинева (МАЭ РАН / ЕУСПб /ИЛИ РАН): Ритуал как предмет религиозной рефлексии в католическом традиционализме и британской антропологии
  • Сергей Штырков (ЕУСПб / МАЭ РАН): Вернакулярные теории религии как политический праксис: случай Северной Осетии

Фото: C Theologia XXX. 30 ; C Grammatica XXI. 21 : [estampe] / [Maître de la Série E des Tarots. Graveur]