В «третьем тайме» модернизации в XXв. Португалия стала национальным государством. Важнейшую роль в этом процессе сыграл режим правителя (но не президента) страны Антониу ди Оливейра Салазара.
28 мая 1926 г. в Португалии произошел военный переворот, положивший конец Первой Республике. На первый взгляд, это был обычный военный переворот, с обычной борьбой между победителями. В 1928 г. Португалию возглавил генерал (впоследствии маршал) Кармона. Он оставался президентом до своей смерти в 1947 г., однако правил Португалией не Кармона, а штатский госслужащий, доктор Салазар. Под властью Салазара в Португалии было создано корпоративное «новое государство». Важнейшими опорами режима стали военизированные организации, политическая полиция и церковь. Главным лозунгом «революционной» Португалии было «всё для Нации, ничего против Нации».
В 1939–1945 гг. Салазар успешно маневрировал, стараясь сохранить режим и не вступить в войну. После Второй мировой войны, объявив страну частью свободного мира, Салазар шел на косметические изменения, однако шансов прийти к власти у оппозиции не было. В 1950-х гг. Португалия отказалась от экономического изоляционизма. В то же время режим пытался создать «единое португальское экономическое пространство», которое включало бы всю империю. В конечном счете, политический выбор Салазара в пользу Запада оказался удачным в экономике, но не обеспечил политической стабильности. Главная проблема была связана с разнонаправленностью развития составных частей империи.
После Апрельской революции 1974 г. империя распалась, в условиях политического хаоса пострадали владельцы национализированной собственности и те португальцы, которые были вынуждены бежать из бывших колоний. Однако 1970–е гг. в целом стали эпохой экономического подъема Португалии. Страна «вернулась в Европу», однако эпоха процветания Португалии как европейской страны быстро закончилась.
Одновременно произошло возрождение национальной идеи, обращенной не к европейскому материку, а к Атлантическому океану. Современная экономика Португалии по ВВП занимает, по оценке Всемирного Банка, вполне достойное 48 место между Румынией и Ираком. Однако следует помнить, что речь идет о стране с развитым чувством национальной гордости и глобальными амбициями.
Неизбывный пессимизм в сочетании с удивительной способностью пережить любой кризис – важнейшая черта португальского исторического пути, который, возможно, представляет интерес не только для самих португальцев, но и для живущих на восточных окраинах Европы.
С препринтом доклада можно ознакомиться по ссылке.