«Российская газета» опубликовала материал о результатах исследования директора по развитию Лаборатории палеогеномики Артема Недолужко и его коллег. Подробно об этом исследовании мы уже писали здесь.
Приводим отрывок из «Российской газеты», посвященный описанию семейной могилы:
В камере размером 2,3 метра на полтора и высотой 0,85 метра находились две мумии, а также кости ребенка. На лицах — погребальные скульптурные гипсовые маски, раскрашенные черными полосами или красными спиралями. Сохранились элементы одежды. На мужчине была овчинная куртка, шапка-ушанка, меховые штаны, на женщине — овчинная шуба со стоячим воротником. Обнаружили остатки шапки и меховых штанов. На черепах сохранились мягкие каштановые с проседью и русые волосы и видны отверстия от посмертной трепанации.
В могиле были и две погребальные куклы. Они тоже были одеты в меховые шубы, с нарисованными лицами, у одной даже имелась косичка из человеческих волос. Под головами кукол лежали кожаные подушки, набитые травой или шерстью северного оленя, а под головами людей — деревянные обрубки и каменные плитки. Исследование хорошо сохранившейся погребальной куклы показало, что внутри нее находились останки мужчины 20–45 лет. Ученые предположили, что камера раскрывалась в древности и сюда дохоранивали умерших.
В прошлом году археологи исследовали органические материалы из могилы методом радиоуглеродного анализа. Он показал, что захоронения относятся к 254–306 годам нашей эры. А в нынешнем году идентифицировали таштыкские мумии. ДНК прочитали из образцов биологического материала, взятых из мумий мужчины и женщины.
В данный момент изучения Оглахтинского могильника продолжатся. Подробнее в материале на сайте «Российской газеты».
Фото: Unsplash