АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И КУЛЬТ ХОЛОКОСТА

 
07.03.2018
 
Факультет антропологии
 
Александр Львов; Петербургский институт иудаики

Около 30 лет назад Зигмунт Бауман высказывал опасение, что проблемы, поставленные Холокостом перед современностью, могут оказаться на обочине научного мейнстрима, потерявшись в узкоспециализированных исторических исследованиях. Сегодня мы видим, скорее, обратный процесс: Холокост признан одним из главных сакральных символов современного мира и в этом качестве привлекает внимание множества ученых. 

Обращаясь к анализу актуальных сегодня последствий Холокоста, стратегий и практик его мемориализации, исследователи, как правило, остаются в рамках дискурса о политиках памяти. В этом дискурсе главными акторами являются политические субъекты (государства, международные и локальные организации различных типов и т.п.), а частным лицам, если о них вообще заходит речь, отводится роль более или менее пассивных потребителей спущенных «сверху» моделей памяти.

Существует ли какая-то идущая «снизу» потребность, которую политикам удалось использовать для превращения памяти о Холокосте в квазирелигиозный культ? В докладе я попытаюсь обосновать положительный ответ на этот вопрос, и для этого ввести понятие «апокалиптический опыт» – эмоциональное переживание внезапно открывшегося тождества обыденного мира и условного «Освенцима», царства зла.

Культ Холокоста производит подобный апокалиптический опыт в массовых масштабах. Этим занимаются музеи Холокоста, число которых постоянно растет, преподаватели Холокоста, поддерживаемые многочисленными организациями и фондами. Конкретные цели всех этих структур могут быть различными – от укрепления национального самосознания до утверждения космополитических общечеловеческих ценностей, однако за декларируемыми целями просматривается одна общая задача: канализация апокалиптического опыта, перенаправление выделяющейся в этом опыте эмоциональной энергии на поддержание существующего социального порядка.

Однако особый интерес для антропологического исследования представляют случаи спонтанного (произошедшего вне рамок посвященных Холокосту институций) переживания апокалиптического опыта. Именно такие случаи мне довелось наблюдать во время поездки по Западной Беларуси с группой школьников и студентов летом 2017 г. Записи, сделанные участниками этой поездки, а также мои собственные наблюдения и впечатления составляют полевой материал моего исследования.