АМОК, ЛАТА, ВИНДИГО И ДРУГИЕ: концепт culture-bound syndromes и его критика

 
19.03.2018
 
Факультет антропологии
 
Ольга Христофорова

Открытый семинар по медицинской антропологии, Ольга Борисовна Христофорова (д.филол.н., РГГУ / РАНХиГС, Москва)

Термин "culture-bound syndrome" (культурно-ограниченный, или культурно-специфичный синдром – КСС) предложил в 1960-е гг. психиатр из Гонконга Поу Менг Яп. Он обнаружил, что некоторые устойчивые типы поведенческих реакций, наблюдаемые в странах третьего мира, неизвестны западной психиатрии, и для их обозначения ученые используют только местные термины. Он определил такие состояния как «атипичные культурно-специфичные реактивные синдромы» и настаивал на их включении в психиатрическую нозологию как локальные варианты универсальных психических расстройств. С 1960-х гг. концепт КСС находится в центре научных баталий, в которых участвуют психиатры, психологи, антропологи, социологи.

С одной стороны, он оказался удобным инструментом для описания культурных фактов, находящихся на общей для антропологии и психиатрии исследовательской территории – настолько удобным, что повлиял на психиатрическую нозологию: так, в 1994 г. Американская психиатрическая ассоциация включила глоссарий из 25 культурно-специфичных синдромов в приложение к четвертому изданию Диагностического и статистического справочника психических расстройств (DSM-IV). С другой стороны, концепт КСС подвергается серьезной критике – на разных основаниях – со стороны и психиатров, и антропологов.

В докладе речь пойдет о сильных и слабых сторонах концепта "culture-bound syndromes" и о том, что приходит ему на смену в современной антропологической психиатрии.

Фото: Франц Боас исполняет «танец каннибала» секретного общества Хаматса (квакиутли), ассоциирующийся с «синдромом виндиго»