Алексей Миллер озвучил промежуточные итоги исследовательского проекта Центра изучения культурной памяти и символической политики на круглом столе «Память о войне или война с памятью? Поколенческие аспекты исторической памяти», организованном ТАСС и ВЦИОМ. По словам профессора, в этом году наблюдаются несколько сдвигов в том, как власти работают с темой памяти о Второй мировой войне.
Тема подвига расширяется с деяний на фронте на тыл. А с расширением на тыл, она переносится на еще одно поколение. Эта тема проработана в Главном музее на Поклонной горе. В Белгородской области появился Музей тыла (там отработана тема детей войны, которая началась с детей блокады).
Память о войне становится постсекулярной. Открытие храма в Кубинке и многое другое, что с этим связано, и формирование целого музейного комплекса вокруг этого храма говорит о том, что церковь становится очень важным игроком на этом поле.
Существует другое измерение темы «живой памяти»: уход Бессмертного полка в онлайн из-за эпидемии стал причиной возникновения множества локальных и корпоративных платформ Бессмертного полка, т.е. люди выкладывали рассказы о своих дедах, прадедах, отцах в социальные сети, в различные онлайн-группы. Их рассказ о предке, который участвовал в войне, был рассказом для аудитории, которая их знает, которую они знают.
В этом году завершилась война цветов: три символических цвета (красный, георгиевская ленточка и триколор) были использованы в том числе и на логотипах. Кроме того, впервые в этом году власти работают с такими формами визуальности, которые до недавнего времени считались сугубо неформальными, — граффити. Был конкурс эскизов граффити, были стандартные дизайны, распространенные по всем городам.
Смотреть запись
Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости