10 ноября в рамках Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия лекцию «Необычайные приключения импрессионизма в стране большевиков. Искусство, искусствознание и идеология в СССР 1920–30-х гг.» прочитает Илья Доронченков, профессор Европейского университета, заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
После Первой мировой войны импрессионизм постепенно превратился в респектабельное искусство музеев, утратив свою роль активного фермента художественного развития предыдущих десятилетий. Казалось бы, в русле этой тенденции шел и Советский Союз: произведения Моне и его товарищей из национализированных московских собраний заняли почетные места на стенах Государственного музея нового западного искусства и Эрмитажа, а молодые отечественные художники ориентировались в своих поисках на другие художественные явления: от абстракционизма до новой вещественности.
Ситуация резко изменилась около 1930 года: на страницах советских художественных журналов с яростью обсуждался вопрос о приемлемости импрессионистической поэтики для советского искусства, Казимир Малевич начал изучать импрессионизм со своими учениками и сам написал целый ряд «импрессионистических» картин, датировав их 1903–1904 годами, а Осип Мандельштам увидел в праздничных полотнах Моне и Писсарро элементы иррационального ужаса. Все говорило о том, что импрессионизм возвращается в качестве актуальной силы.
В течение 1930-х годов — в период конструирования социалистического реализма — вопрос об импрессионизме как источнике советского искусства приобрел исключительную остроту. Казалось бы, он должен был быть закрыт после антиформалистской кампании 1936 года, в ходе которой художественный язык и мировоззрение импрессионистов были прямо отождествлены с махизмом — философским учением, ставшим для марксистов-ленинцев символом злейшего идейного греха — субъективного идеализма. Тем интереснее, что в течение нескольких последующих лет художественное и искусствоведческое сообщества, поначалу деморализованные пропагандой, сплотились и повели последовательную борьбу за реабилитацию импрессионизма, едва не увенчавшуюся успехом, о чем красноречиво говорили некоторые проекты Государственного музея нового западного искусства 1938–1941 годов, свет на которые проливают неопубликованные архивные материалы.
Мероприятие состоится очно. Для участия необходимо зарегистрироваться на Timepad.
Изображение: слева — фото экскурсии из собрания ГМИИ, справа — Герасимов С. В. Колхозный праздник / Третьяковская галерея