Конференция «Границы возможного: правила и исключения в искусстве и литературе»

Дата:
30.03 — 31.03.2024
Время:
10:00
Зал:
Белый зал (430)
Организатор:
Школа искусств и культурного наследия

30 и 31 марта 2024 года в Школе искусств и культурного наследия состоится конференция «Границы возможного: правила и исключения в искусстве и литературе».

Замысел художественного произведения меняется в зависимости от контекста, в котором оно создается и существует. Дух времени находит отражение в содержании и стилистике произведения, а также накладывает отпечаток на его восприятие и интерпретацию. В процессе работы художнику часто приходится выбирать между следованием правилам и их нарушением. Одни формы и идеи устаревают, другие ограничиваются общественной моралью, художественным мейнстримом или цензурой. В рамках нашей конференции мы предлагаем поговорить о случаях, когда произведение искусства находится в противоречии с господствующими дискурсами и институциями. 

 

 Программа

30 марта, суббота

ауд. 430

10:00–11:00 — регистрация

11:00–11:15 — вступительное слово

11:15–12:45 — пленарная лекция Кэтрин Филлипс «Неполитическое искусство как политическое послание в Российской империи»

12:45–13:00 — кофе-брейк

13:00–14:30 секция 1

  • Диана Зинченко (ЕУСПб) «Битва на Буковине, 1686» Пьера-Дени Мартена: картография, мемуары и персона заказчика
  • Зоя Кудрявцева (МГУ) Монохромные рукописи позднего Средневековья или Откуда берутся белые вороны?
  • Виктория Козинец (НИУ ВШЭ) Создание фальшивого гравированного портрета Суворова в XVIII веке

14:30–15:30 обед

15:30–17:00 секция 2

  • Елизавета Борисочева (НИУ ВШЭ СПб) Филологии Ольги Фрейденберг: наука об античности vs классическая филология
  • Наталья Слуцкая (ЕУСПб) Проблема пола и напольного покрытия: судьба «Пола и характера» О. Вейнингера в России в 1920-е
  • Софья Хартманн (НИУ ВШЭ) Маргинальный характер рецепции философии воли Артура Шопенгауэра в рассказах Леонида Андреева в 1890–1910-х годах

17:00–17:15 кофе-брейк

17:15–19:15 секция 3

  • Дарья Русских (АХ им. Репина) «Триумф античности» в искусстве Школы Фонтенбло: классические образы и христианские мотивы в праздничной традиции при дворе Валуа
  • Марина Кузьмина (ВВФ ГМИИ им. А. С. Пушкина) Сатирический язык гравюры как инструмент политической антииспанской пропаганды в конце XVI века на примере эстампа «Портрет герцога Альбы» Теодора де Брая
  • Анна Кудрина (НИУ ВШЭ) Репрезентация семейных отношений во французской жанровой живописи 1780–1810-х гг. как пример адаптации художников к изменениям художественного рынка
  • Ксения Борисенко (СПбГУ) Эпоха трех императриц в графике русских художников XIX века
     

31 марта, воскресенье

ауд. 430

10:00–12:00 секция 4

  • Александр Болдырихин (РГИСИ) Рецепция постдраматического театра в России 2000-х–2010-х гг. на материале критических статей, научных работ, зрительских свидетельств
  • Анастасия Марьина (НИУ ВШЭ) Эволюция репрезентации живописи соцреализма в постсоветский период на примере московских выставок Д. А. Налбандяна
  • Ульяна Маслова (ЕУСПб) Архитектура советских кинотеатров в 1930-е годы: от многофункционального комплекса к типовому проекту
  • Дарья Веревкина (ЕУСПб) Размытие жанровых границ в однокамерном ситкоме (на материале сериалов «Клиника», «Офис»)

12:00–12:15 кофе-брейк

12:15–13:45 — пленарная лекция доцента Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб, ведущего научного сотрудника ИРЛИ РАН Екатерины Ларионовой «То, о чем нельзя говорить: В. А. Жуковский и цензурная практика»

13:45–14:45 обед

14:45–16:45 секция 5

  • Мария Бобохонова (МГУ) К проблематике образа жертвы в пьесе Томаса Бернхарда «Площадь героев»
  • Мария Шиманская (ЕУСПб) «Кинематограф руин»: послевоенная немецкая кинематография 1946–1949 годов
  • Виолетта Ким (НИУ ВШЭ) Месмеризм и цензура в русской литературе 30–40-х гг. XIX в.
  • Михаил Бешимов (НИУ ВШЭ СПб) Последняя авторская воля как проблема поэтологии Эдуарда Багрицкого

16:45–17:00 кофе-брейк

17:00–19:00 секция 6

  • Степан Попов (ИРЛИ РАН) «Я профессиональный рассказчик»: Виктор Шкловский как автор (и исследователь) устной культуры
  • Юлия Воробьева (НИУ ВШЭ СПб) Обретенная агентность: практики собирательства героев К. Вагинова и А. Платонова
  • Нина Хуродзе (НИУ ВШЭ СПб) Поэтика Бориса Поплавского: механизм компенсации
  • Дмитрий Арефьев (ЦМИ ВГБИЛ, ИМЛИ РАН) «Дневник размышлений» Дж. Леопарди и замысел стихотворения Canto notturno di un pastore errante dell’Asia: философское и поэтическое воплощение теории «всеобщего несчастья»

Желающие послушать доклады и принять участие в обсуждении могут присоединиться к мероприятию в качестве слушателей как очно, так и онлайн. Для участия в любом из этих форматов зарегистрируйтесь на Timepad.

Организационный комитет: Елизавета Борисочева (выпускница, ЕУСПб), Александр Гачков (магистрант, ЕУСПб), Елена Глуховская (доцент, ЕУСПб), Юлия Глушкова (магистрантка, ЕУСПб), Диана Зинченко (магистрантка, ЕУСПб), Маргарита Малышева (магистрантка, ЕУСПб), Наталья Слуцкая (магистрантка, ЕУСПб), Мария Шиманская (магистрантка, ЕУСПб).

В Европейском университете действует пропускной режим. При регистрации на мероприятие просим указывать ФИО как в паспорте, а также брать с собой документы, удостоверяющие личность.

 

Дизайн: Диана Зинченко

Регистрация