Школа искусств и культурного наследия Европейского университета запускает цикл лекций в молодежном центре Пушкинский Ю.
Пушкинский Ю — это направление Пушкинского музея и важное место на карте Москвы, в котором встречаются молодые люди, увлеченные искусством и музейной деятельностью. При помощи команды музейных специалистов участники творческой лаборатории создают свои проекты, молодежные программы об искусстве и не только.
Объединившись с Пушкинским Ю, выпускники и аспиранты Школы искусств подготовили цикл лекций «Искусство и контекст: как предметы искусства становятся предметом исследования», в котором участники встреч смогут вместе разобраться в том, как тесно художественные явления и предметы искусства связаны с историческим контекстом, идеями и вопросами, стоящими перед обществом. Цикл лекций включает разговоры об искусстве Возрождения, архитектурных идеях, путешествиях на Восток и культурной дипломатии, — все вместе их объединяет азарт и готовность найти новый взгляд на поставленные вопросы молодых исследователей Школы искусств.
Цикл встреч пройдет онлайн с октября по декабрь:
- 24 октября, 18:00, «Образы мучителей Христа: разговор про "темную" сторону искусства Возрождения», Марина Кузьмина, историк искусства, выпускница Школы искусств ЕУ СПб
Произведение искусства не возникает в вакууме – на него влияет среда, в которой живет художник: экономика, политика, литература, философия, религия и общественные настроения. Когда только начинаешь изучать искусство эпохи Возрождения, оно кажется шкатулкой с красивыми картинками. Но у него есть и другая сторона. Как и любое другое время, оно было полно предрассудков по отношению к людям, которые не вписывались в установленные социальные нормы. Эти предрассудки отражали художники в своих произведениях.
В картины на евангельские темы могли внедряться персонажи из реальной жизни, которых презирали или боялись, а потому показывали безобразными. Чаще всего прокаженные и безумцы, нищие и наемные солдаты превращались в самых злобных персонажей, каких только мог изобрести разум европейца XVI века, — в мучителей Христа.
Почему маргинализированных персонажей изображали в виде мучителей Христа? Как безумцы и прокаженные стали воспринимать в негативном ключе? По каким признакам можно отличить бродягу на картине? Об этом поговорим на лекции 24 октября в 19:00.
- 14 ноября, 18:00, «Как рассказать о стране с помощью искусства: советские художественные выставки за рубежом в 1930-е годы», Софья Лаврова, аспирантка Школы искусств ЕУ СПб
В 1930 году советский график Алексей Кравченко создал гравюры «Вид Нью-Йорка» и «Бродвей» после своей поездки в США. Но как он оказался там? Каким образом выставки советского искусства открывали художникам двери в другие страны и почему такие поездки были так важны для Советского Союза в 1920–1930-е годы?
Софья Лаврова в своей кандидатской диссертации исследует выставки как инструмент культурной дипломатии, анализируя визуальные стратегии, которые использовала советская сторона для представления страны за рубежом. На лекции мы разберём несколько крупных выставок, которые проходили в Нью-Йорке, Токио и других мировых столицах, и посмотрим, как они формировали образ страны на международной арене. Мы обсудим, как эти выставки организовывались, какие идеи они транслировали иностранной публике и как это влияло на международные отношения.
От архивных материалов до дипломатических стратегий — поговорим о том, как искусство стало языком дипломатии и способом говорить с миром от имени целого государства.
- 5 декабря, 18:00, Александр Клейн и existenzminimum: жилищный вопрос на архитектурных выставках 1920-х годов в Германии, Юлия Обухова, выпускница аспирантуры Школы искусств ЕУ СПб
В 1929 г. во Франкфурте-на-Майне прошел второй Международный конгресс современной архитектуры (CIAM) под названием «Квартира для экзистенцминимума» (die Wohnung für das Existenzminimum), в рамках которого была организована архитектурная выставка, представившая проекты ведущих архитекторов 1920-х гг. Проблема «экзистенцминимума» или малогабаритного жилья была одной из первостепенных задач после Первой мировой войны в ряде стран, в том числе и в Германии. В этот период жилищному вопросу были посвящены различные дебаты, выставки, конкурсы, а также ряд междисциплинарных исследований. Одним из ярких примеров последнего стали теоретические работы русско-немецкого архитектора Александра Клейна.
В своей кандидатской диссертации Юлия Обухова стремится изучить возможные интеллектуальные источники, влияния и применение на практике теорий А. Клейна. В рамках лекции будет предложено более пристально взглянуть на деятельность русско-немецкого архитектора, в частности его выставочные проекты, в контексте современных ему идей. Будут также рассмотрен знаменитый метод Клейна, аналогичные проектные инструменты его коллег-современников, планировочные и дизайнерские решения малогабаритных квартир в период 1920-х гг.
- 19 декабря, 18:00, «Желтая угроза» и очарование Востока: две стороны одного Китая в европейском искусстве XIX-го века, Анастасия Курьянова, аспирантка Школы искусств ЕУ СПб
После японско-китайской войны 1894-95 гг. на Западе окончательно оформилась концепция так называемой «желтой опасности», отголоски которой проникали в самые разные изображения Китая, начиная от газетных карикатур и заканчивая полноценными полотнами маслом. Одновременно на Западе со своими спадами и подъемами продолжалось увлечение китайским искусством, пусть не такое страстное, как в 18-м веке, в эпоху шинуазри, но все же существенное – о чем говорит и то, что ни один крупный дворец в России не обходится без китайской вазы. Поклонники Китая находились и среди художников. В рамках лекции мы постараемся рассмотреть, как страх и влечение соединялись в образах Китая на Западе, в том числе в России.
Участие в лекциях бесплатное по предварительной регистрации.
За анонсами мероприятий можно следить в студенческом телеграм-канале.
Дизайн Дианы Зинченко