Магистратура
Направление «Философия»

Практическая философия

Поступить
Срок обучения: 2 года
Мест: 15
Язык: Русский

О программе

Программа дает глубокую подготовку по современной континентальной философии, с прицелом на обсуждение актуальных практических вопросов. Центральными являются два блока курсов: методологические: диалектика, феноменология, психоанализ, философия языка, и практические: социально-политическая философия, этика и эстетика. Соответственно в зависимости от интересов магистранта возможна специализация в одной из этих трех областей. Европейский университет предоставляет нашим магистрантам широкие возможности для прослушивания отдельных курсов и по смежным дисциплинам (соответственно политическая наука, аналитическая политическая теория, история искусств и т. д.). Отличительными чертами программы являются ее вписанность в международную научную жизнь (прежде всего англоязычную) и ориентация на философские школы конца 20-го — начала 21-го веков.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Логика и теория аргументации

Логика и риторика имеют разную природу, но общий предмет — обоснование истинности или правдоподобия некоторого утверждения (тезиса) на основе истинности или правдоподобия других — посылок. В предлагаемом курсе риторике уделяется основное внимание.

Риторика появилась на свет как ораторское искусство — «тэхне» особого рода, востребованное практическими потребностями греческого полиса. Философская рефлексия по поводу риторики и ее эффективности приводит Аристотеля к философско-антропологическим выкладкам уже в его труде «Риторика». В описанной здесь системе понятий риторика воспринималась и развивалась сначала в христианском проповедничестве, затем в герметической магии Ренессанса и, наконец, в рационализме Нового времени и Просвещения. Третий аспект риторики был открыт в ХХ веке как система языковых явлений, позволяющих формировать надындивидуальные образы реальности. Сегодня риторика как ораторское искусство составляет часть ремесла публичной персоны, философско-антропологический срез риторики остается важной эвристикой для научной социально-философской антропологии, а концепции тропологии взяты на вооружение мыслью постмодерна в ее перманентном разоблачении ложных картин мира.

Цель курса состоит в том, чтобы донести до слушателей наиболее существенные моменты, относящиеся ко всем трем сторонам риторики, а также дать им возможность попрактиковаться в анализе риторических элементов материалов современных СМИ.

Логика — философская наука, созданная Аристотелем. Логика изучает аподиктические, т. е. необходимые связи между истинностью тезиса и посылок. В основе традиционной философской логики — метафизика разума, представленная в наиболее развитой форме у Лейбница. В конце 19 века в логике происходит переворот и возникает математическая логика, а вслед за ней — современная философская логика, представляющая собой набор методов формализации различных контекстов естественного языка. Современная философская логика предполагает искусственный интеллект как ориентир целостного логического знания.

Немецкий идеализм

Основой курса служит проблемный анализ обширного корпуса классических текстов основоположников немецкого идеализма (И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й.Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля), традиционно считающихся трудными для самостоятельного изучения.

В задачи курса не входит подробное изучение всей проблематики немецкой классической философии в полном объеме, но лишь ориентирующее знакомство с основными системообразующими принципами и категориальным аппаратом этой традиции, преимущественно в контексте проблематики соотношения естественнонаучного и гуманитарного познания, соотношения теоретического и практического в каждом из них. Курс нацелен на подготовку студентов к адекватному восприятию современных дискуссий, в которых ключевое место занимает критическое переосмысление наследия немецкого идеализма.

Особое  внимание уделяется осмыслению специфики понятийного инструментария немецкой философии XIX века, преодолению трудностей в его освоении и выявлению его эвристического потенциала. В соответствии с этой установкой немецкая классическая философия, с одной стороны, рассматривается в широком историко-научном и историко-культурном контексте, а с другой, обсуждается в тесной связи с актуальными проблемами современных наук о человеке и обществе.

Основные направления и конфликты философии 19–20 века

Целью курса является обзор основных тенденций в развитии мысли, начиная с кантовской критической философии и до 60-х годов двадцатого века, и выявление тех линий противостояния, которые формируют философский ландшафт двух последних веков. Такие понятийные конструкции, как коперниканская революция, трансцендентальное единство апперцепции, конец истории, негативность, переоценка всех ценностей, европейский нигилизм, преодоление метафизики, фундаментальная онтология, различие, критика субъекта, будут рассматриваться в качестве отдельных отрядов, соединяющихся в армии и принимающих участие в общем конфликте; главным итогом курса должно стать понимание характера этого противостояния и прояснения того, за что ведется борьба. 

Углубленное чтение и анализ основополагающих философских текстов последних двухсот лет призваны помочь участникам курса выработать навыки «ориентирования в мышлении»:  понять те силы, которые формируют повестку дня актуальной мысли. Продвигаясь в хронологическом порядке и не поступаясь множественностью концептуальных продуктов, мы будем стремиться выявить общую логику,  стоящую за локальными столкновениями между спекулятивной и критической философией, материалистической и идеалистической диалектикой, континентальной и аналитической традицией.

Преподавание философии в высшей школе

Преподавание философии оказывается проблемой и поднимает ряд задач постольку, поскольку образование в магистратуре предполагает в качестве возможного следствия работу в вузе, объединяющую преподавание и исследование. Задачи данного курса можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим задачам относится прояснение вопроса о смысле философии, необходимо связанном с процессом, с событием образования и, соответственно, с передачей знаний и / или опыта философствования. Этот вопрос соотносится с проблемами интерсубъективной природы знания и познания, положения философии в университете, в обществе, ее отношений с властными структурами. К практическим задачам, которые по большей части оставляются для самостоятельной работы под контролем преподавателя, относится обсуждение вопросов о способах организации и передачи философского знания в современности, в частности через образовательные структуры высших учебных заведений. Эта часть курса предполагает занятия, связанные с обсуждением содержания учебных планов, обоснованием форм лекционных и семинарских занятий по выбранным темам, определением специфики и способов организации итоговой аттестации.

Основная цель курса — приобретение опыта обоснования философии как необходимого предмета преподавания; осмысление того, что преподавание философии осуществляется в разрыве невозможности / необходимости формализации, в живом событии научения, где, по высказыванию Аристотеля, «учить и учиться одно и то же» и, тем не менее, учитель, берет на себя ответственность за происходящее.

Философия социальных и гуманитарных наук

Курс ставит своей задачей ввести слушателей в основную проблематику эпистемологии (теории познания). Обучаясь различным социальным и гуманитарным наукам, магистранты ставят вопросы о легитимности своего знания как научного, о критериях его истинности. Социальное знание повисает в воздухе и без понимания истории становления социальных и гуманитарных наук как института. Различные научные результаты должны складываться в открытую и проблематичную, но тем не менее единую картину мира. Особого внимания заслуживает роль гражданского сознания, идеологии в общественных науках – роль, часто остающаяся бессознательной и нерефлексивной.

Позитивное научное знание разворачивается внутри некоего заданного горизонта и может некоторое время развиваться в нем экстенсивно, в то время как первая философия (или метафизика), напротив, интенсивна, то есть заставляет неизменно возвращаться в точку начала, актуализировать сомнения и вопрос. Тем не менее, знакомство с философией помогает позитивному ученому и в его непосредственной деятельности, поскольку учит технике мышления как такового, обращая внимание не столько на автоматизируемый метод, сколько на проблематизацию, выделение существенного и искусство поиска среднего термина. Понимание предельных понятий и антиномий бывает необходимым в эмпирическом мышлении, когда его данные перестают поддаваться синтезу.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Информационные технологии в научной проектной деятельности

Цель дисциплины — обучить магистрантов использованию новых информационных технологий в своей учебной и научной деятельности, показать возможности современных сервисов для поиска информации, а также помочь студентам ориентироваться в современном информационном пространстве.

В ходе изучения дисциплины студенты освоят различные электронные ресурсы и полнотекстовые базы данных, разовьют навыки работы с электронными изданиями, текстовыми редакторами, научатся оформлять библиографическое описание и обучатся основам визуализации данных. Теоретическая основа курса дополняется практическими примерами и заданиями для самостоятельной работы, составленными экспертами ЕУ.

Современные проблемы философии

Курс дает профессиональные знания о фундаментальных проблемах, рассматриваемых современной философией, и о том, какие подходы к постановке и решению этих проблем существуют в различных философских направлениях и школах. Студенты знакомятся с современной философией как живым и динамичным процессом, в котором, несмотря на принципиальные различия отдельных подходов, существует определенная внутренняя логика и преемственность. Развитие современных философских идей рассматривается не столько в исторической последовательности, сколько в перспективе отдельных философских проблем современности. Учитывая, что круг таких проблем в действительности намного шире, курс составлен таким образом, чтобы так или иначе коснуться многих из них в рамках наиболее общих крупных тематических блоков. Прежде всего, затрагиваются проблемы и темы, пришедшие в философию в 20 веке и значительно повлиявшие на ее трансформацию. Среди затрагиваемых проблем — всевозможные формы критики традиционной метафизики субъекта, новые способы понимания объекта, различие и Другой, сексуальность и гендер, капитал и фашизм, демократия и коммунизм, и т.д. Чтение текстов по современной философии требует сложного баланса между пониманием специфики исторической и политической ситуации, в которой находился или находится автор. Проблемы, обсуждаемые в ходе курса, находятся в центре актуальных дискуссий, так что знакомство с основными подходами к ним позволяет студенту ориентироваться в сложном поле современной философии.

Курсы по выбору

Диалектика

Курс ставит своей целью ознакомление студентов с одним из основных типов философского рассуждения —  диалектическим. Будет обсуждаться природа диалектики, история ее осмысления в истории европейской мысли, а также будет поставлен вопрос о соотношении между диалектикой как методом мышления и как онтологической структурой движения. Особое внимание будет уделено диалектике социальных феноменов как классическому объекту ее приложения. Курс ставит перед собой следующие задачи: охарактеризовать проблему диалектики в философии; очертить соотношение диалектики и традиционной логики, осветить проблему и дебаты о легитимности диалектики как метода в современной философии; описать историю развития диалектики; продемонстрировать на примерах методологическую значимость диалектики в исследовании общества; выработать стратегию диалектического подхода к эмпирическим исследованиям в социальных науках.

Психоанализ и общество

Психоанализ — это теоретическая школа и практическая институция, возникшая в 20-м веке и ставшая одним из ведущих интеллектуальных открытий этого столетия. Отталкиваясь от психических расстройств, иррациональных чудачеств, Зигмунд Фрейд и его последователи сумели понять внутреннюю логику «безумия» и выработать на основе терапевтического опыта общее учение о человеке, обществе и культуре. В частности, было показано, что человеческое поведение определяется не одной, а сразу несколькими противоречивыми страстями, что противоречия этих страстей происходят из объективных противоречий в отношении человека к членам семьи, к другим людям, к объектам, что эти противоречия приводят к ритуальным «комплексам», достигающим лишь символического разрешения конфликта, и что «рациональность» или «цивилизация» не стоят «над схваткой», а примыкают к одной из борющихся сил. Тем самым психоанализ стал как бы прикладной философией нашего времени и в этом качестве достиг больших успехов в прояснении человеческой жизни.

В 20-м веке психоанализ, наряду с такими традициями как феноменология, марксизм и неопозитивизм, стал важнейшей научной школой и парадигмой для изучения и понимания общества. Ряд конкретно-эмпирических исторических моментов, лежащих в его основании (вульгарный материализм середины 19 века и волна истерии, проявившаяся в его конце), переосмыслен, но поскольку на этих событийных основаниях была выработана фундаментальная обобщенная теория, то их историческое изменение привело не к исчерпанию парадигмы, а наоборот, к ее бурному росту и эффективной полемике против новых социо-психологических школ, норовящих снять внутреннее напряжение и критический патос психоанализа.

В нашем курсе мы, во-первых, сделаем общее введение в психоанализ, его основные принципы и понятия. Далее мы сосредоточимся на социально-политическом учении психоанализа, опираясь как на самих его создателей — Фрейда, Лакана и др., так и на современных исследователей, применяющих психоанализ к социологии, политологии и экономике, а точнее, развивающих психоанализ в качестве своеобразной социологии и политологии.

В курсе слушатели получат представление о теориях Фрейда и Лакана, научатся правильно применять такие понятия, как «я», «оно» и «сверх-я», «бессознательное», «идентификация», «Эдипов комплекс», «кастрация», «фетишизм»; различать желание и влечение, удовольствие и наслаждение, воображаемое и символическое.

Современная философская антропология

Курс «Современная философская антропология» дает студентам профессиональные знания об основных идеях, проблемах, направлениях и представителях современного философского знания о человеке. В курсе рассматриваются предпосылки, содержание и следствия антропологического поворота, произошедшего в XX веке в социальных и гуманитарных науках в целом и в философии в частности. Анализируется также место, которое философская антропология занимает в ряду других антропологий — культурной, физической и так далее, и рассматривается взаимосвязь этих дисциплин. Важную роль играет и обращение к новейшим философским теориям, в которых ведется всесторонняя разработка критической позиции по отношению к классическим антропоцентрическим моделям познания мира и человека. Различные формы нечеловеческого, от растений, животных и машин до пришельцев и зомби, становятся объектами пристального интереса со стороны современных философов. Испытание границ, пределов человеческого, которое сталкивается с другими формами бытия, жизни, познания — это важнейший вопрос современности. В ходе XX века наука о человеке претерпела радикальные изменения, и для студента особенно важно охватить развитие этой дисциплины в ее противоречивой динамике.

Феноменологическое движение

Курс посвящен истории феноменологического движения — одного из главных течений в философии двадцатого века. Раскрывая основные темы, занимавшие основоположников феноменологии, следя за их развитием в работах учеников и продолжателей, мы будем стремиться поставить на повестку дня также и вопрос об актуальности феноменологии для мысли в ее нынешней ситуации. Главной частью курса будет углубленное чтение и обсуждение ключевых феноменологических текстов, таких как «Идеи-1» и «Картезианские медитации» Гуссерля и «Феноменология восприятия» Мерло-Понти. Концепты «интенциональности», «феноменологической редукции», «жизненного мира» будут рассмотрены как в историческом контексте полемики между различными школами, так и с точки зрения их непосредственно философского содержания. Значительное внимание будет также уделено развитию феноменологии в последние десятилетия: вопросу «религиозного поворота» в феноменологии, феноменологии откровения Жан-Люка Мариона и способам апроприации феноменологического наследия в актуальной спекулятивной мысли.

Философия Жиля Делеза: резонанс и трансгрессия

Жиль Делез — один из важнейших мыслителей двадцатого века; его философия и по сей день оказывает решающее влияние на актуальную мысль. Делезу посвящается множество статей и монографий, многие из современных философских течений видят себя как продолжающие и развивающие те или иные идеи Делеза. Однако задача выявления системы делезовской мысли, поставленная в свое время Аленом Бадью, так и остается не реализованной до конца. Отдельные идеи и концепты Делеза становятся объектом активного обсуждения, критики и развития, однако они как будто изымаются из общего контекста его мысли. Задачей семинара будет именно восстановление системы Делеза в ее цельности. Рассмотрение философии Делеза на всем ее протяжении, от самых ранних до самых поздних текстов, опирающееся на медленное чтение таких текстов, как «Представление Захер-Мазоха»«Различие и повторение»«Логика смысла»«Капитализм и Шизофрения»«Кино», позволит выявить повторяющиеся в этой мысли паттерны и указать на конституирующее ее основное противостояние — конфликт между двойной трансгрессией и резонансом, между двумя способами выявления «основания-без-основания». Прояснение характера этого конфликта и того, что стоит в нем на кону, позволит выявить также и подлинное значение мысли Делеза для таких современных философов, как Ник Ланд, Квентин Мейассу, Грэм Харман и Реза Негарестани. 

Философия языка

Философия языка возникает при изменении аспекта взгляда на наше универсальное коммуникативное средство. Язык перестает быть прозрачным, надежно отсылающим к предметам мира, и превращается в нечто непрозрачное, отсылающее как к тому, что есть, так и к тому, чего нет. Первыми встают вопросы о происхождении языка, его истории и совершенстве, затем спрашивают о связи языка и мысли, наконец, обращаются к связи языка и социального действия: эти три группы вопросов можно связаны с именами Платона, Лейбница, Витгенштейна, Деррида и Фуко. В курсе будут представлены философская история языка, логико-аналитические концепции значения, логическая прагматика, теории речевых актов, тропов и дискурса, грамматология и жестология.

Преподаватели

Стоимость обучения

ЕУСПб — негосударственный вуз. У нас платное образование, но мы предоставляем скидки на оплату обучения и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.