Магистратура
Направление «Философия»

Геофилософия и новый материализм

Поступить
Срок обучения: 2 года
Мест: 12

О программе

Целью образовательной программы является формирование знаний в тех областях современной философской мысли, которые непосредственно связаны с проблемами природы и природных ресурсов, окружающей среды, и, шире, материальной реальности, научной картины мира, а также стремительного развития технологий, трансформирующего структуру природного и общественного бытия.

Основываясь на новейших исследованиях в области философской онтологии, антропологии, философии науки и техники и других дисциплин, находящихся на пересечении естественных, гуманитарных и общественных наук, программа ориентируется на изучение и анализ комплекса разнородных феноменов, которые объединяет между собой то, что все они относятся к планете Земля, претерпевающей трансформации под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Введение в геофилософию

Курс, разработанный коллективом преподавателей, является основным элементом образовательной программы «Геофилософия и новый материализм» и дает профессиональные знания об основных философских и теоретических подходах к проблеме связи человека с окружающей средой. Отталкиваясь, главным образом, от философских теорий, курс тем не менее имеет междисциплинарный характер. Помимо сравнительного историко-философского и анализа различных концепций земли и земного, в нем представлены важнейшие эпистемологические разработки исследований науки и техники (STS), исследований антропоцена, истории науки, акторно-сетевой теории, психоанализа, исследований современной культуры и литературы, environmental humanities.

Междисциплинарность определяет саму структуру курса, предметное поле которого служит местом пересечения гуманитарных, социальных, естественных, технических и точных наук. Земля рассматривается последовательно как элемент в рамках традиционной философии природы, как предмет заботы в перспективе современного экологического сознания, как планета, как территория в политическом смысле, как место обитания живых существ, но также и как богатая культурными смыслами метафора. Задача курса — дать студентам интегративные знания и научить понимать характер связи между разнородными феноменами, такими как антропоцен, изменение климата, способы материальной и духовной организации человеческих сообществ, этические, политические и идеологические установки, экономика, технологии и формы научной артикуляции. Методологическая разнородность курса формирует навык четкого ориентирования в содержании самых актуальных дискуссий современности — не только теоретических, но и общественно-политических.

Глобальные проблемы экологии

Курс дает студентам профессиональные знания об основных идеях, проблемах, направлениях и представителях современного научно-практического, политического и социально-экономического знания о глобальных проблемах экологии.

В курсе рассматривается история экологического знания, современного состояния научного знания об экологических проблемах мира, усилиях мирового сообщества по решению экологических проблем, основ экологической политики, инициатив гражданского общества в области экологии, вопросы коммуникации экологических проблем.

Анализируется также место, которое современная экологическая наука, теория и практика занимает в ряду других теоретических и практических дисциплин — философии, культурологии, политологии, экономики, психологии, теории коммуникации и рассматривается взаимосвязь этих дисциплин.

Путем выполнения практического задания студенты получают шанс изучить одну из экологических проблем современности и разработать стратегию коммуникации проблемы, а также возможных способов ее решения. Студенты знакомятся с теорией и практикой экологической политики, в том числе на уровне ООН, принимая участия в игре-симуляции климатических переговоров ООН.

Логика и теория аргументации

Логика и риторика имеют разную природу, но общий предмет — обоснование истинности или правдоподобия некоторого утверждения (тезиса) на основе истинности или правдоподобия других — посылок.

В предлагаемом курсе риторике уделяется основное внимание.

Риторика появилась на свет как ораторское искусство — «тэхне» особого рода, востребованное практическими потребностями греческого полиса. Философская рефлексия по поводу риторики и ее эффективности приводит Аристотеля к философско-антропологическим выкладкам уже в его труде «Риторика». В описанной здесь системе понятий риторика воспринималась и развивалась сначала в христианском проповедничестве, затем в герметической магии Ренессанса и, наконец, в рационализме Нового времени и Просвещения. Третий аспект риторики был открыт в ХХ веке как система языковых явлений, позволяющих формировать надындивидуальные образы реальности. Сегодня риторика как ораторское искусство составляет часть ремесла публичной персоны, философско-антропологический срез риторики остается важной эвристикой для научной социально-философской антропологии, а концепции тропологии взяты на вооружение мыслью постмодерна в ее перманентном разоблачении ложных картин мира.

Цель курса состоит в том, чтобы донести до слушателей наиболее существенные моменты, относящиеся ко всем трем сторонам риторики, а также дать им возможность попрактиковаться в анализе риторических элементов материалов современных СМИ.

Логика — философская наука, созданная Аристотелем. Логика изучает аподиктические, т. е. необходимые связи между истинностью тезиса и посылок. В основе традиционной философской логики — метафизика разума, представленная в наиболее развитой форме у Лейбница. В конце 19 века в логике происходит переворот и возникает математическая логика, а вслед за ней — современная философская логика, представляющая собой набор методов формализации различных контекстов естественного языка. Современная философская логика предполагает искусственный интеллект как ориентир целостного логического знания.

Немецкий идеализм

Основой курса служит проблемный анализ обширного корпуса классических текстов основоположников немецкого идеализма (И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля), традиционно считающихся трудными для самостоятельного изучения.

В задачи курса не входит подробное изучение всей проблематики немецкой классической философии в полном объеме, но лишь ориентирующее знакомство с основными системообразующими принципами и категориальным аппаратом этой традиции, преимущественно в контексте проблематики соотношения естественнонаучного и гуманитарного познания, соотношения теоретического и практического в каждом из них. Курс нацелен на подготовку студентов к адекватному восприятию современных дискуссий, в которых ключевое место занимает критическое переосмысление наследия немецкого идеализма.

Особое  внимание уделяется осмыслению специфики понятийного инструментария немецкой философии XIX века, преодолению трудностей в его освоении и выявлению его эвристического потенциала. В соответствии с этой установкой немецкая классическая философия, с одной стороны, рассматривается в широком историко-научном и историко-культурном контексте, а с другой, обсуждается в тесной связи с актуальными проблемами современных наук о человеке и обществе.

Основные направление и конфликты философии 19–20 века

Целью курса является обзор основных тенденций в развитии мысли, начиная с кантовской критической философии и до 60-х годов двадцатого века, и выявление тех линий противостояния, которые формируют философский ландшафт двух последних веков. Такие понятийные конструкции, как коперниканская революция, трансцендентальное единство апперцепции, конец истории, негативность, переоценка всех ценностей, европейский нигилизм, преодоление метафизики, фундаментальная онтология, различие, критика субъекта,  будут рассматриваться в качестве отдельных отрядов, соединяющихся в армии и принимающих участие в общем конфликте; главным итогом курса должно стать понимание характера этого противостояния и прояснения того, за что ведется борьба. 

Углубленное чтение и анализ основополагающих философских текстов последних двухсот лет призвано помочь участникам курса выработать навыки «ориентирования в мышлении»: понять те силы, которые формируют повестку дня актуальной мысли. Продвигаясь в хронологическом порядке и не поступаясь множественностью концептуальных продуктов, мы будем стремиться выявить общую логику, стоящую за локальными столкновениями между спекулятивной и критической философией, материалистической и идеалистической диалектикой, континентальной и аналитической традицией.

Преподавание философии в высшей школе

Преподавание философии оказывается проблемой и поднимает ряд задач постольку, поскольку образование в магистратуре предполагает в качестве возможного следствия работу в вузе, объединяющую преподавание и исследование. Задачи данного курса можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим задачам относится прояснение вопроса о смысле философии, необходимо связанном с процессом, с событием образования и, соответственно, с передачей знаний и / или опыта философствования. Этот вопрос соотносится с проблемами интерсубъективной природы знания и познания, положения философии в университете, в обществе, ее отношений с властными структурами.

К практическим задачам, которые по большей части оставляются для самостоятельной работы под контролем преподавателя, относится обсуждение вопросов о способах организации и передачи философского знания в современности, в частности через образовательные структуры высших учебных заведений. Эта часть курса предполагает занятия, связанные с обсуждением содержания учебных планов, обоснованием форм лекционных и семинарских занятий по выбранным темам, определением специфики и способов организации итоговой аттестации. Основная цель курса —  приобретение опыта обоснования философии как необходимого предмета преподавания; осмысление того, что преподавание философии осуществляется в разрыве невозможности / необходимости формализации, в живом событии научения, где, по высказыванию Аристотеля, «учить и учиться одно и то же», и, тем не менее, учитель, берет на себя ответственность за происходящее.

Современные проблемы философии

Курс дает профессиональные знания о фундаментальных проблемах, рассматриваемых современной философией, и о том, какие подходы к постановке и решению этих проблем существуют в различных философских направлениях и школах. Студенты знакомятся с современной философией как живым и динамичным процессом, в котором, несмотря на принципиальные различия отдельных подходов, существует определенная внутренняя логика и преемственность. Развитие современных философских идей рассматривается не столько в исторической последовательности, сколько в перспективе отдельных философских проблем современности. Учитывая, что круг таких проблем в действительности намного шире, курс составлен таким образом, чтобы так или иначе коснуться многих из них в рамках наиболее общих крупных тематических блоков. Прежде всего, затрагиваются проблемы и темы, пришедшие в философию в 20 веке и значительно повлиявшие на ее трансформацию. Среди затрагиваемых проблем — всевозможные формы критики традиционной метафизики субъекта, новые способы понимания объекта, различие и Другой, сексуальность и гендер, капитал и фашизм, демократия и коммунизм, и т.д. Чтение текстов по современной философии требует сложного баланса между пониманием специфики исторической и политической ситуации, в которой находился или находится автор. Проблемы, обсуждаемые в ходе курса, находятся в центре актуальных дискуссий, так что знакомство с основными подходами к ним позволяет студенту ориентироваться в сложном поле современной философии.

Философия социальных и гуманитарных наук

Курс ставит своей задачей ввести слушателей в основную проблематику эпистемологии (теории познания). Обучаясь различным социальным и гуманитарным наукам, магистранты ставят вопросы о легитимности своего знания как научного, о критериях его истинности. Социальное знание повисает в воздухе и без понимания истории становления социальных и гуманитарных наук как института. Различные научные результаты должны складываться в открытую и проблематичную, но тем не менее единую картину мира. Особого внимания заслуживает роль гражданского сознания, идеологии в общественных науках — роль, часто остающаяся бессознательной и нерефлексивной.

Позитивное научное знание разворачивается внутри некоего заданного горизонта и может некоторое время развиваться в нем экстенсивно, в то время как первая философия (или метафизика), напротив, интенсивна, то есть заставляет неизменно возвращаться в точку начала, актуализировать сомнения и вопрос. Тем не менее знакомство с философией помогает позитивному ученому и в его непосредственной деятельности, поскольку учит технике мышления как такового, обращая внимание не столько на автоматизируемый метод, сколько на проблематизацию, выделение существенного и искусство поиска среднего термина. Понимание предельных понятий и антиномий бывает необходимым в эмпирическом мышлении, когда его данные перестают поддаваться синтезу.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Информационные технологии в научной проектной деятельности

Цель дисциплины — обучить магистрантов использованию новых информационных технологий в своей учебной и научной деятельности, показать возможности современных сервисов для поиска информации, а также помочь студентам ориентироваться в современном информационном пространстве.

В ходе изучения дисциплины студенты освоят различные электронные ресурсы и полнотекстовые базы данных, разовьют навыки работы с электронными изданиями, текстовыми редакторами, научатся оформлять библиографическое описание и обучатся основам визуализации данных. Теоретическая основа курса дополняется практическими примерами и заданиями для самостоятельной работы, составленными экспертами ЕУ.

Курсы по выбору

Введение в STS

Основная задача дисциплины — продемонстрировать связь научных исследований и технологических артефактов с политическими процессами и публичной политикой. Показать, каким образом работают регуляторы в технологических сферах, как по-разному устроена техническая и научная экспертиза (включая экспертизу социальных наук), каким образом устроена инновационная политика в сравнительной перспективе. В результате студенты научатся понимать устройство научно-технической политики; читать и анализировать документы и публичный дискурс в области науки и техники; разбираться в государственном регулировании науки и технологий.

Диалектика

Курс ставит своей целью ознакомление студентов с одним из основных типов философского рассуждения — диалектическим. Будет обсуждаться природа диалектики, история ее осмысления в истории европейской мысли, а также будет поставлен вопрос о соотношении между диалектикой как методом мышления и как онтологической структурой движения. Особое внимание будет уделено диалектике социальных феноменов как классическому объекту ее приложения. Курс ставит перед собой следующие задачи: охарактеризовать проблему диалектики в философии; очертить соотношение диалектики и традиционной логики, осветить проблему и дебаты о легитимности диалектики как метода в современной философии; описать историю развития диалектики; продемонстрировать на примерах методологическую значимость диалектики в исследовании общества; выработать стратегию диалектического подхода к эмпирическим исследованиям в социальных науках.

Материализм

Главной тенденцией современной российской и зарубежной философии является материалистический поворот. История материалистических учений — важнейшая часть историко-философского знания, без которого философское образование было бы неполным. Однако среди уже имеющихся курсов, включающих в себя этот фундаментальный раздел, материализм рассматривается как часть классической научной онтологии. Предлагаемый курс представляет собой комплексный синтетический пересмотр различных материалистических учений, из которых далеко не все известны, и не все вошли в учебники по философии. Слушателям курса предлагается новый подход, позволяющий понять основания философской науки с учетом самых последних дискуссий о природе материальной реальности.

Новые онтологии

Дисциплина знакомит магистрантов с основными концепциями и теориями, которые появляются в современной западной и российской философии. Основное внимание уделяется направлениям, возникающим в XXI веке. Объектно-ориентированная онтология, акселерационизм, спекулятивный реализм, постгуманизм, ингуманизм и другие новые направления философии рассматриваются и подвергаются критическому анализу как в современном историко-политическом контексте, так и в своей исторической обусловленности: таким образом обозначается генеалогия и преемственность старых и новых философских идей.

Публичная политика: теория и практики

Основная задача дисциплины — продемонстрировать связь научных исследований и технологических артефактов с политическими процессами и публичной политикой. Показать, каким образом работают регуляторы в технологических сферах, как по-разному устроена техническая и научная экспертиза (включая экспертизу социальных наук), каким образом устроена инновационная политика в сравнительной перспективе. В результате студенты научатся понимать устройство научно-технической политики; читать и анализировать документы и публичный дискурс в области науки и техники; разбираться в государственном регулировании науки и технологий.

Республиканская теория

Курс дает общий обзор того, что в последние 30 лет в англоязычной литературе обозначается как Republicanism, по-русски обычно переводится как «классическая республиканская традиция» и претендует на то, чтобы стать основной альтернативой либерализму в социальной и политической теории. В курсе рассматриваются как основные труды ХХ века, так и классическая литература по республиканской теории и книги по истории республик, без которых трудно понять современные дебаты. 

Современная философская антропология

Курс дает студентам профессиональные знания об основных идеях, проблемах, направлениях и представителях современного философского знания о человеке. В курсе рассматриваются предпосылки, содержание и следствия антропологического поворота, произошедшего в XX веке в социальных и гуманитарных науках в целом и в философии в частности. Анализируется также место, которое философская антропология занимает в ряду других антропологий — культурной, физической и так далее, и рассматривается взаимосвязь этих дисциплин. Важную роль играет и обращение к новейшим философским теориям, в которых ведется всесторонняя разработка критической позиции по отношению к классическим антропоцентрическим моделям познания мира и человека. Различные формы нечеловеческого, от растений, животных и машин до пришельцев и зомби, становятся объектами пристального интереса со стороны современных философов. Испытание границ, пределов человеческого, которое сталкивается с другими формами бытия, жизни, познания — это важнейший вопрос современности. В ходе XX века наука о человеке претерпела радикальные изменения, и для студента особенно важно охватить развитие этой дисциплины в ее противоречивой динамике.

Феминистская теория

Дисциплина дает магистрантам профессиональные знания о ключевых направлениях современной феминистской теории. Магистранты изучают историю зарождения и развития дисциплины, а также предпосылки дисциплинаризации предметной области на пересечении других дисциплин (континентальная философия, гендерная социология, гендерная история и др.). Курс включает в себя изучение основных эпистемологических подходов, используемых в феминистской теории XXXXI вв., и проблем, разрабатываемых ее представителями.

Феноменологическое движение

Курс посвящен истории феноменологического движения — одного из главных течений в философии XX века. Раскрывая основные темы, занимавшие основоположников феноменологии, следя за их развитием в работах учеников и продолжателей, мы будем стремиться поставить на повестку дня также и вопрос об актуальности феноменологии для мысли в ее нынешней ситуации. Главной частью курса будет углубленное чтение и обсуждение ключевых феноменологических текстов, таких, как «Идеи-1» и «Картезианские медитации» Гуссерля и «Феноменология восприятия» Мерло-Понти. Концепты «интенциональности», «феноменологической редукции», «жизненного мира» будут рассмотрены как в историческом контексте полемики между различными школами, так и с точки зрения их непосредственно философского содержания. Значительное внимание будет также уделено развитию феноменологии в последние десятилетия: вопросу «религиозного поворота» в феноменологии, феноменологии откровения Жан-Люка Мариона и способам апроприации феноменологического наследия в актуальной спекулятивной мысли.

Философия Жиля Делеза: резонанс и трансгрессия

Жиль Делез — один из важнейших мыслителей XX века; его философия и по сей день оказывает решающее влияние на актуальную мысль. Делезу посвящается множество статей и монографий, многие из современных философских течений видят себя как продолжающие и развивающие те или иные идеи Делеза. Однако задача выявления системы делезовской мысли, поставленная в свое время Аленом Бадью, так и остается не реализованной до конца. Отдельные идеи и концепты Делеза становятся объектом активного обсуждения, критики и развития, однако они как будто изымаются из общего контекста его мысли. Задачей семинара будет именно восстановление системы Делеза в ее цельности. Рассмотрение философии Делеза на всем ее протяжении, от самых ранних до самых поздних текстов, опирающееся на медленное чтение таких текстов,  как«Представление Захер-Мазоха»«Различие и повторение»«Логика смысла», «Капитализм и Шизофрения»«Кино», позволит выявить повторяющиеся в этой мысли паттерны и указать на конституирующее ее основное противостояние — конфликт между двойной трансгрессией и резонансом, между двумя способами выявления
«основания-без-основания». Прояснение характера этого конфликта и того, что стоит в нем на кону, позволит выявить также и подлинное значение мысли Делеза для таких современных философов, как Ник Ланд, Квентин Мейассу, Грэм Харман и Реза Негарестани. 

Философия природы

Дисциплина дает магистрантам фундаментальные знания о различных философских концепциях природы и окружающей среды в широкой исторической перспективе. Историко-философский подход используется для знакомства с основными школами, направлениями и тенденциями мысли о природе от античности до наших дней. Эта общая рамка, однако, оставляет пространство для свободного размышления: исторический материал рассматривается в контексте самых современных дискуссий о природе.

Философия техники

Начиная с последней четверти XIX века техника становится важнейшим предметом теоретических дискуссий, участниками которой являются российские философы, богословы, ученые и инженеры. Данный курс представляет собой первую попытку синтетического обобщения этих дискуссий в интеллектуальном и историческом контексте. Реконструкция основных направлений отечественной мысли, предметом которой является техника и ее общественная значимость, производится с привлечением широкого круга теоретических материалов. На основе проблемно-ориентированного подхода слушателям предлагаются тематические занятия, каждое из которых посвящено определенному способу осмысления техники. Курс предполагает лекции, семинары, а также самостоятельную работу. Помимо самостоятельной работы с источниками, в рамках курса также рекомендуется ознакомление с релевантными образцами российской и советской культуры (художественной литературой, кино), освещающими проблемы технологического развития на определенном этапе отечественной истории.

Философия языка

Философия языка возникает при изменении аспекта взгляда на наше универсальное коммуникативное средство. Язык перестает быть прозрачным, надежно отсылающим к предметам мира, и превращается в нечто непрозрачное, отсылающее как к тому, что есть, так и к тому, чего нет. Первыми встают вопросы о происхождении языка, его истории и совершенстве, затем спрашивают о связи языка и мысли, наконец, обращаются к связи языка и социального действия: эти три группы вопросов  связаны с именами Платона, Лейбница, Витгенштейна, Деррида и Фуко. В курсе будет представлена философская история языка, логико-аналитические концепции значения, логическая прагматика, теории речевых актов, тропов и дискурса, грамматология и жестология.

Стоимость обучения

ЕУСПб — частный вуз, учеба в котором по закону не может быть бесплатной.
Однако мы предоставляем скидки на оплату обучения (95 %) и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.

Места распределяются в соответствии с рейтингом абитуриентов. Рейтинг абитуриентов общий по направлению подготовки, независимо от выбранной магистерской программы.