На портале N+1 появился совместный с РЭШ блог. В нем уже были циклы, посвященные нобелевским лауреатам по экономике и главным терминам институциональной теории. Задумка нового цикла — обратиться к экономическим теориям в литературных произведениях. И первый материал в нем — от профессора Школы вычислительных социальных наук Юлии Вымятниной. Она рассказала, что получится, если смоделировать поведение героев романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца» и как их пример показывает, что терпение — важный экономический актив.
Приводим текст материала:
«Нетерпение сердца» — единственный законченный роман Стефана Цвейга. Сюжет его прост: молодой лейтенант Антон Гофмиллер, стремясь следовать этикету, совершает faux pas. Решив загладить ошибку, он начал регулярно навещать девушку с инвалидностью, дочь местного аристократа Кекешфальвы, и оказался не в состоянии противостоять приятным чувствам — принятию в светском обществе и осознанию, что делает что-то хорошее. Но прав ли был главный герой, что так легко поддался кратковременному сиюминутному чувству? Или лучше было перетерпеть и действовать более обдуманно? Ответ мы можем искать и в самом романе, герои которого делают разный выбор, и в экономических моделях.
Экономисты знают, что самый терпеливый в итоге получает все. «Самый терпеливый» в их понимании — тот, кто меньше всех дисконтирует (то есть списывает со счетов) будущее. Чем терпеливее человек, тем дольше он готов ждать результата, откладывая вознаграждение, чтобы то продолжало расти. Поэтому с экономической точки зрения выгодно сберегать: это обеспечивает более высокий общий уровень потребления в будущем.
Этот вывод можно расширить, применив к любой четкой цели, достижение которой требует времени. Терпеть неудобства, откладывая решение проблемы, — такой подход очевидно позволяет добиться цели «не заниматься прямо сейчас неприятными делами», но не долгосрочной цели «повысить собственное благосостояние». Именно это отличает «правильное» терпение от смирения с негативными обстоятельствами, которые человек пассивно принимает, отказываясь от попыток менять свою жизнь.
Терпеливый человек будет сберегать и инвестировать ресурсы, а не тратить весь заработок и время на сиюминутные прихоти. Эта мысль вовсе не нова: вспомним библейское «Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием». Впервые эту идею формализовал в виде экономической модели межвременного распределения потребления и сбережений между настоящим и будущим Фрэнк Рамсей в 1928 году. Позже модель доработали Роберт Бекер (в 1980 году) и Труман Бьюли (в 1982 году).
В такой логике действует с самого детства Кекешфальва — герой романа «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга:
В случае Кекешфальва речь идет не об отдельных разовых удачных вложениях (хотя в жизни героя случалось и такое), а об образе жизни, принципе, которым он руководствовался в любой ситуации. Все мы знаем, как сложно придерживаться такого принципа — слишком велик соблазн разменять будущий результат на немедленное удовольствие. Конфликт между достижением долгосрочных целей и получением быстрого вознаграждения хорошо известен биологам: за долгосрочные цели отвечает префронтальная кора — самый молодой участок нашего мозга, который участвует в процессах прогнозирования и принятия взвешенных решений, — тогда как за получение быстрого удовольствия отвечает лимбическая система, один из старейших отделов мозга, вовлеченный в эмоциональные реакции.
Ричард Талер и Херш Шефрин интерпретировали эту проблему в терминах экономической модели «принципал-агент». Ее суть в следующем: при делегировании принципалом принятия решений агенту (например, владельцем фирмы — менеджеру) возникает проблема согласования их интересов. Владелец может быть заинтересован в долгосрочном стабильном развитии компании, а менеджер — в достижении краткосрочных впечатляющих результатов, которые позволят ему продвинуться по карьерной лестнице, без оглядки на то, как его достижения повлияют на фирму в целом. Внутри нас тоже происходит такой конфликт: его Талер и Шефрин описали в виде модели «планировщик-исполнитель». Пока планировщик (префронтальная кора мозга) стремится к долгосрочным результатам, исполнитель (лимбическая система мозга) отвечает за краткосрочные действия.
От того, кто будет более активен — планировщик или исполнитель, — зависит наше поведение. В Кекешфальве доминирует планировщик, а в главном герое романа, Гофмиллере, — исполнитель. Раз за разом он делает выбор в пользу не долгосрочно благоразумного, а краткосрочно приятного поведения. Поступки Гофмиллера отличаются импульсивностью и стремлением как можно быстрее избавиться от неприятной ситуации:
Кульминацией истории Гофмиллера становится внезапная и неосознанная помолвка, за которой следуют испуг и желание выкрутиться из ситуации. В результате его невеста покончила с собой, а сам Гофмиллер, спасаясь от чувства вины, отправился на войну. На войне импульсивность оказалась преимуществом: смелость, а точнее, безрассудство, сделали его из изгоя героем, но никак не излечили его душевные раны. Отвага в бою, которая повышает риск быть убитым, отвага в бою, очевидно, направлено не на повышение долгосрочного благосостояния, а на избавление от непереносимого ощущения вины. Но избавление не наступает, и Гофмиллеру приходится учиться жить со своими чувствами.
Можно возразить, что терпение в делах нельзя противопоставлять «нетерпению сердца»: чувства по определению не поддаются расчету и настойчиво требуют внимания. Но и в отношении чувств можно (и нужно) тренировать терпение, о чем напоминает доктор Кондор молодому лейтенанту Гофмиллеру.
Сострадание второго рода требует включения планировщика и принятия принципиально иного образа действий, нежели сострадание первого рода, — деятельного участия в жизни другого человека. Воспитать в себе привычку к такому поведению намного сложнее, чем перестать потакать «исполнителю» в финансовых вопросах, но можно также начать с малого.
В случае с финансами обычно предлагается начать с того, чтобы отчислять небольшой процент доходов по умолчанию в счет долгосрочных накоплений, и придерживаться каких-то четких формул, защищающих финансы от импульсивного поведения. В случае с чувствами контролировать импульсивные решения невозможно. Придется смириться с тем, что мы не можем помочь другому человеку мгновенно прожить горе. Но мы можем быть рядом, как напоминают психологи. Если заранее принять, что чуда не произойдет, можно терпеливо шаг за шагом поддерживать другого человека. Необязательно целиком брать на себя ответственность, как доктор Кондор, женившийся на ослепшей пациентке, которую он не смог вылечить. В большинстве случаев достаточно просто помнить, что наши чувства и эмоции быстро меняются, а броуновское метание между ними не служит никакой серьезной цели.
Стремление добиться быстрого морального удовлетворения проявляется и в нашем экономическом поведении. Например, часть инвесторов в своих сделках совершают моральный выбор, независимо от того, как это повлияет на реальный мир. Поэтому они отдают предпочтение «зеленым», а не «коричневым» компаниям: проще купить акции уже правильной компании, чем долго, набравшись терпения и тратя время, менять неудобное поведение.