Предлагаем к прочтению два материала в издании «Собака.ru» с комментариями сотрудников Европейского университета.
О реформе высшего образования
Проректор по учебной работе Европейского университета Екатерина Зоринова и научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Алексей Железнов прокомментировали старт реформы высшего образования, которая предусматривает отказ от Болонской системы. Согласно ей, отечественные вузы перестанут готовить бакалавров — появится «базовое высшее образование», которое будет длиться от 4 до 6 лет. Магистратура же сохранится, но сильно изменит облик.
Алексей Железнов комментирует: «Думаю, что прямо вот для абитуриентов 2025 года последствий будет мало, все-таки образование — сфера очень большая и медлительная. Первыми какие-то изменения могут почувствовать те, кто прицельно выбрал университеты, в которых проводится эксперимент».
«Для остальных вузов изменений следует ждать лишь через несколько лет, и будут они иметь две стороны. Положительная заключается в том, что может увеличиться выбор сроков обучения — одному и тому же будут учить в разных вузах 4, 5, а то и 6 лет. Отрицательная — на некоторых направлениях выбора может не прибавиться, просто вырастет время обучения. Прежде всего, это может быть актуально для инженерных специальностей. Это может иметь неожиданные последствия, поскольку более долгое обучение может оказаться непривлекательным для абитуриентов. В результате молодых инженеров станет не больше, а еще меньше».
По поводу магистратуры Екатерина Зоринова отмечает, что пока нет ясности, отчего будет зависеть срок этой ступени: «Будет это связано с направлением подготовки или с тем, что одна магистратура будет научно-исследовательской, а другая — более прикладная. Сейчас не до конца ясно».
«От названия не очень меняется суть, нет пока принципиальных изменений. Вернее, они могут быть и коснуться образовательных стандартов, но это внутренняя кухня университета. Для студентов и абитуриентов принципиально система не изменится».
Также Екатерина и Алексей комментируют ситуацию с международным обменом и другие аспекты реформы.
Об отцовском декрете
Профессор факультета социологии Жанна Чернова прокомментировала разрыв между результатами опроса, согласно которому большинство россиян считают допустимой идею отцовского отпуска по уходу за ребенком, и реальным количеством мужчин, которые берут такой отпуск (по данным «Интерфакса», таких случаев всего 2 %).
Приводим один из комментариев Жанны Черновой:
«Уход за ребенком — это не очень хорошо оплачиваемая работа. Беря такой отпуск, родитель получает пособие — не более 40% от среднего ежемесячного заработка, причем там есть верхняя граница, выше которой пособие не поднимется ни при каких обстоятельствах (на 2024 год максимальный размер пособия не может превышать 49 123 рублей 12 копеек, — прим. ред.).
Теперь давайте вспомним, что Россия — это страна с высоким разрывом оплаты труда у мужчин и женщин, даже государство это признает (по данным Минтруда в 2023 году разница составляла 28%, по расчетам НИУ ВШЭ она еще больше — 37,3%, — прим. ред.«Собаки.ru»). Получается, что в период, когда молодые родители и так должны потратить много ресурсов в связи с рождением ребенка, они просто не могут себе позволить пожертвовать доходом отца, который зарабатывает на треть больше, в пользу того, чтобы он сидел дома и получал максимум 50 тысяч».
Фото: Unsplash