Доля пожилого населения России составляет 18%, что выше среднемирового уровня. Согласно прогнозам эта доля возрастет до 31% к 2050 году. Россия отличается уникальными особенностями старения населения: на протяжении последних трех десятилетий страна пережила значительные изменения в уровне человеческого капитала пожилых людей (измеряемого доходом, образованием / обучением, и здоровьем), которые были вызваны бурными историческими преобразованиями в политической, социальной и экономической сфере. Те, кому исполнилось 60 лет в 2010 году (т.е. родившиеся в 1950 году) были лучше образованы, имели более щедрые пенсии, и были более здоровыми, чем те, кому исполнилось 60 в 1990 году (т.е. родившиеся в 1930 году). Эти позитивные тенденции, вероятно, продолжатся до 2020 года и далее.
В данной лекции будут проанализированы факторы, которые внесли свой вклад в эти изменения человеческого капитала пожилых людей в России, при этом будут использованы методы оценки когорт, а также модифицированный повозрастной индекс человеческого развития UNDP.
Будут проведены оценки того, перестает ли пожилое население России быть обузой обществу, и становится ли оно ценным активом (в широком смысле), а также того, в какой степени российское общество и экономика адаптировалось для более полного вовлечения своего пожилого населения в социальные и экономические процессы, как это, например, произошло в некоторых развитых индустриальных странах, в частности в Японии.
Christopher Davis, University of Oxford
18 апреля на факультете экономики Европейского университета выступил с докладом о динамике человеческого капитала, уровне здоровья и доходов российских пенсионеров профессор Оксфордского университета Кристофер Дэвис. Профессор Кристофер Дэвис – один из крупнейших европейских специалистов по современной экономике России.
Доклад назывался «Dynamics of the Human Capital of the Elderly in Russia, 1990-2020. From Burden to Benefit?»; в краткой форме этот доклад представлял результаты двухлетней работы Кристофера Дэвиса.
Профессор Дэвис начал свое выступление со сравнения восприятия пожилых людей в России и в странах ОЭСР: в первом случае основными характеристиками чаще всего называют трудную жизнь и низкую социальную активность, во втором – занятия спортом, активную жизнь и работу. Этот позитивный образ отражает те изменения, которые произошли в жизни старшего поколения развитых стран за последние десятилетия. Главный вопрос в том, как изменяются условия жизни пожилых людей в России – появляются ли у этой социальной группы преимущества и улучшаются ли ее качественные характеристики.
Профессор Кристофер Дэвис представил несколько инструментов, с помощью которых он оценивает перемены в положении пожилых людей в России. Для изучения этих процессов был использован когортный метод: было выделено четыре основных когорты населения – по году достижения группой 60-летнего возраста (1992, 2000, 2010, 2020). Основные инструменты: показатель человеческого капитала (ИРЧП), ожидаемая продолжительность жизни и ожидаемая продолжительность здоровой жизни, индекс Global Age Watch.
При сравнении этих четырех когорт были выделены основные различия. Прежде всего, они обусловлены разницей в условиях жизни в детстве и зрелом возрасте, а также в уровне образования представителей этих групп. Так, например, если в 1950 году доля населения получившего полное среднее образование и незаконченное высшее равнялась 6,52%, а среднее количество лет потраченных на обучение 2,38 годам, то в 1990 году эти показатели достигли 56% и 6,79 соответственно. С каждым десятилетием количество населения, получившего образования увеличивалось. Во многом это было обусловлено развитием страны в те годы – поколения, родившиеся в 1930-1940-е годы, застали тяжелую экономическую ситуацию и политические репрессии, в то время как поколения, родившиеся позже, росли в более стабильном и развитом государстве. К 1980-м годам в СССР удалось создать взвешенную социальную среду для пожилых людей, которую, правда, омрачал довольно значительная разница в уровне выявленных и необнаруженных заболеваний.
Кристофер Дэвис кратко проанализировал выбранные им когорты. Для группы, представители которой достигли 60-летия в 1992 году и вышли на пенсию, были характерны негативные тенденции: падение уровня доходов, сокращение льгот, рост нищеты. Была разрушена социальная среда, ухудшилось медицинское обеспечение и снизилась доступность транспорта. Human Capital Index в этот период упал с 31,1 до 12,0. Для представителей группы, вышедшей на пенсию в 2000 году, сложившаяся ситуация была более благоприятной: начался рост доходов, стабилизировалась доля старшего поколения в населении страны, социальная инфраструктура начала улучшаться. Кроме того, на пенсию стали выходить более образованные по сравнению с предыдущей группой люди. Самой серьезной проблемой на данном этапе был возросший уровень заболеваний у пожилых людей.
Для описания группы вышедшей на пенсию в 2010 году Кристофер Дэвис использовал Global AgeWatch Index (оценивающий качество жизни пожилых). Россия в этом рейтинге находится на 78 месте из 91, но, по мнению профессора Дэвиса, этот рейтинг не совсем точен в отношении России, так как у его составителей не было достаточного количества статистических данных. Для этой группы в большей степени характерен высокий уровень занятости и образования, однако показатели уровня доходов и здоровья недостаточно высоки.
В заключение Кристофер Дэвис сделал прогноз относительно группы, которая достигнет 60-летия в 2020 году. Детство представителей этой группы пришлось на время экономического роста, а экономические трудности застали их в зрелом возрасте. Уровень образования и занятости будет выше, чем у предыдущих поколений. Кристофер Дэвис прогнозирует снижение смертности улучшение медицинской сферы в России, а также увеличение доли пожилых людей в населении страны. Все это приведет к тому, что к 2020 году пожилые люди в России будут больше похожи на пожилых в ЕС и Японии, потенциал пожилых будет развиваться.
Егор Сенников