THE CHARISMA OF INVENTED TRADITIONS: Religious (and Academic) Communities in the Search for Legitimacy

 
21.06.2019
 
Центр антропологии религии

7–8 июня 2019 года Центром антропологии религии при финансовой поддержке Комиссии по научному планированию и факультета антропологии был проведен семинар «The Charisma of Invented Traditions: Religious (and Academic) Communities in the Search for Legitimacy», посвященный результатам исследований традиций и традиционализма в современных религиозных сообществах.

В семинаре приняли участие как исследователи ЕУСПб, так и антропологи и социологи из других европейских университетов и научных центров, включая  Польскую Академию Наук и Университет Турина. Благодаря подобным академическим мероприятиям Центр антропологии религии и причастные к нему сотрудники, аспиранты и выпускники факультета антропологии рассчитывают создать международную сеть исследователей религиозности (преимущественно антропологов), важным местом встреч для которых будет Европейский университет.

Организаторы: Екатерина Хонинева, Андрей Тюхтяев.

 

Аннотация:

Традиции долгое время осмыслялись как нечто, что передается из поколения в поколение. Причем подобное понимание традиции было характерно не только для различных социальных акторов, но и социальных теоретиков. После выхода сборника Эрика Хобсбаума и Теренса Рэйнджера (1983) антропологи, социологи и историки вдохновились тезисом об изобретенном характере традиций и обратили внимание на искусственность и рукотворность того, что кажется естественным и неизменным (и демонстрируется в таком качестве). Последовавшая критика тезиса об изобретенных традициях со стороны Маршала Салинза (1999) и Томаса Эриксена (2004) смягчила противопоставление «настоящих» (то есть действительно передаваемых из поколения в поколение обычаев, верований, принципов работы институтов и их легитимации) и «ненастоящих» (изобретаемых в недавнем прошлом или даже прямо на наших глазах в интересах властных элит) традиций. Нам зачастую сложно проследить, насколько точно транслируются те или иные практики и институциональные нормы, но мы знаем наверняка, что когда-то они были изобретены (а значит имеют конкретного автора или группу авторов) в соответствии с теми или иными политическими, экономическими или иными интересами. Таким образом, традиция объединяет определенную группу людей и придает легитимность коллективным практикам. 

Сегодня наличие развитых индустрий по производству традиций и коллективных идентичностей, частые отсылки к традиционности тех или иных социальных отношений со стороны политических и религиозных лидеров дают возможность говорить о том, что у традиции есть своя харизма. Иными словами, не только человек или группа людей могут обладать личными харизматическими качествами, как полагал Макс Вебер, но и символы традиционности в глазах окружающих приобретают экстраординарные черты. Существует множество исследований подобных проблем на материале этнического активизма, в то время как в сфере социальных исследований религии дихотомия традиционное/нетрадиционное и соответствующее противопоставление конфессиональное/неконфессиональное зачастую никак не осмысляются. Одни из немногих исключений — два сборника статей: The Invention of Sacred Tradition под редакцией историков религии Джеймса Льюиса и Олава Хаммера (2007), а также Invention of Tradition and Syncretism in Contemporary Religions под редакцией социологов Стефании Палмизано и Николы Паннофино (2017). Мы бы, с одной стороны, хотели продолжить обсуждение возникших в недавнее время движений и практик, ищущих легитимность в установлении связей с идеализируемой древностью. С другой стороны, мы заинтересованы в изучении изобретения традиций в рамках устоявшихся религиозных институтов, укорененность во времени которых зачастую не вызывает сомнения. Кроме того, нам бы хотелось проблематизировать достоинства и недостатки концепта изобретенных традиций применительно к изучению религиозности. Не будет преувеличением указание на некоторую обманчивую привлекательность этого концепта и исходящую из нее иллюзию объяснения. В то же время значение понятия «изобретенности» в исследованиях религиозности нередко сводится к постулированию «выдуманного» характера тех или иных идей и практик, а социальный контекст процесса изобретения зачастую игнорируется.

В связи с этим целью данного семинара стало обсуждение того, каким образом традиции обретают харизму, а также как аналитические концепты обретают мистифицирующие свойства в академических текстах. Для дискуссии в рамках семинара были предложены следующие вопросы:

  • как традиционное проживается в повседневности?
  • чем отличаются элитарные проекты традиций от их низового потребления
  • приводит ли провозглашение определенных практик как традиционных к усилению социальных иерархий и ограничению индивидуальной автономии?
  • что делает традицию традицией в глазах людей, их придерживающихся, или же напротив – оспаривающих?
  • что изучение локальных теорий традиции может привнести в антропологическое осмысление этого явления?
  • насколько концепт изобретенных традиций применим к изучению религиозной креативности?

 

Доклады:

Tradition and Identity

Roman Urbanowicz (University of Helsinki), Traditional Subversions and Tactical Re-inventions: On Hidden Catholic Religiosity in Soviet North-Western Belarus

Sergei Shtyrkov (European University at Saint Petersburg / Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences), “The Simple-minded Childlike Faith”: Sergei Nilus and Folklorization of Russian Orthodox Identity

Invention and Inventedness

Vlad Naumescu, On The Poetics (Not Politics) of Tradition

Danila Rygovskiy (European University at Saint Petersburg), The Invented Russian Old Rite that Has Never Been Invented

Tradition and Spirituality

Stefania Palmisano (University of Turin), Contemporary Spirituality as a Reinvention of Traditions

Yulia Andreeva (Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences), “Traditional” in the Russian Intentional Communities

Tradition and Place

Agnieszka Halemba (Institute of Archaeology and Ethnology of the Polish Academy of Science), Nation without Nationalism, Religion without Religiosity. Religious Buildings as Contested Sites in Contemporary Eastern Germany

Jeanne Kormina (Higher School of Economics), Namolennoe Mesto: Tradition vs Authenticity in Contemporary Pilgrimage

Tradition and Creativity

Ekaterina Khonineva (European University at Saint Petersburg / Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences), “Tradition as Play?”: Aesthetics and Irony in Russian Catholic Traditionalism

Svetlana Tambovtseva (European University at Saint Petersburg / Institute of Russian Literature of the Russian Academy of Sciences), VseYASvetnaya Gramota as a Conlang: Invented Tradition and Linguistic Creativity