В осеннем номере (№ 3) журнала «Сибирские исторические исследования» вышла подборка статей «Социальная жизнь транспортных инфраструктур на Крайнем Севере» под редакцией О.А. Поворознюк, В.Н. Давыдова, П. Швайцера. Статьи подготовлены по материалам секции «Транспортные инфраструктуры в системе коммуникаций и социальных отношений на Севере», проведённой в рамках Конгресса антропологов и этнографов России в июле 2019 года. Для подборки сотрудники ЦЕСИС Валерия Васильева и Ксения Гаврилова подготовили статьи по материалам трёхлетнего исследования Северного морского пути (проект «Российские гавани Трансарктической магистрали: пространства и общества арктического побережья России накануне новой эпохи развития Северного морского пути»; госзадание Минобрнауки РФ № 33.2257.2017/ПЧ, 2017–2019 гг.).
Ксения Гаврилова. Северный морской путь в официальном российском дискурсе: стратегии определения функциональных и географических границ
На материале публичных выступлений представителей федеральных институтов и глав арктических регионов России рассматривается конструирование образа Северного морского пути как инфраструктурного мегапроекта, способного социально, экономически, логистически связать российскую Арктику изнутри, а также перестроить мировую морскую транспортную логистику. Дискурсивное определение функций СМП производится в общероссийской и региональной перспективах. В первом случае СМП репрезентируется как транспортный коридор, соединяющий рынки Европы и Азии, или как экономически рентабельная альтернатива южным маршрутам морских перевозок. Региональный образ СМП интегрирует арктические субъекты в федеральную арктическую повестку и утверждает важность развития сугубо региональных проектов (например, материковых транспортных систем). Администрации ряда арктических субъектов, формально не соприкасающихся с акваторией СМП, стремятся участвовать в его развитии, попутно переосмысляя географические границы трассы. Для российского дискурса об Арктике характерна концептуализация СМП одновременно как территориально-инфраструктурной системы, способной объединить регионы и транспортные «подсистемы» разной специализации, и северной границы государства, где последнее утверждает свою суверенность через привычные механизмы манифестации присутствия — например, через такие инфраструктуры, как СМП, где риторика более значима, чем материальное выражение.
Валерия Васильева. Ускользающий Северный морской путь и локальное сообщество Диксона: обещание инфраструктуры
Статья основана на материалах полевого качественного исследования поселков в акватории Северного морского пути (СМП). Она посвящена ожиданиям жителей портового поселка Диксон, исторически связанного с СМП, и их формированию под влиянием официальной риторики развития морской трассы. Переход от «обещания инфраструктуры», транслируемого СМИ и региональными властями, к практическим способам «встраивания» поселка в Северный морской путь в рассуждениях местных жителей проблематизирован. Это связано с отсутствием у них конкретной информации, а также со спецификой СМП как инфраструктуры — трудностью определения ее материального объема и невозможностью для жителей Диксона непосредственно наблюдать за большинством потоков и процессов, составляющих ее работу. Актуализация полезности поселка для СМП осуществляется его жителями, с одной стороны, через креативное переосмысление официального дискурса, а с другой — с помощью обращения к историческим формам причастности к нему.