14 октября 2015 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге состоялось заседание Восточного семинара, организуемого профессурой ТАИФ по истории исламских народов в составе России при сотрудничестве с семинаром по антропологии религии ЕУСПб.
Сами Ал-Дагистани, докторант по исламоведению в Лейденском университете (Нидерланды) и Вестфальском университете в Мюнстере (Германия), а также преподаватель по социально-ориентированной программе «Ислам» Лейденского университета и стипендиат департамента стран Ближнего Востока, Южной Азии, и Африки (MESAAS) Колумбийского университета (со-руководитель проф. Ваэль Халлак).
Докладчик представил исторический обзор взглядов таких средневековых мусульманских ученых, как Ибн Таймийа и Абу Хамид ал-Газали, и рассмотрел их конструктивный вклад в экономические учения в рамках исламской традиции. Некоторые ключевые понятия исламской экономической мысли, такие как, пользование деньгами, справедливая цена, запрещение накопительства и другие, имеют отношение к понятию маслаха или благосостояние (общественное благо) общества. Невнимание и непризнание некоторыми европейскими исследователями вклада мусульманских ученых в экономические теории можно рассматривать как «великую теорию интервала», как это было предложено Газанфаром и Ислахи.
В докладе были проанализированы два аспекта дискуссии о современной исламской экономической мысли, которая, в отличие от вспомогательной темы исламских финансов, не так горячо обсуждается в академических кругах.
Первый аспект обусловлен представлением о Шариате как основополагающем понятии исламской экономики, так что для многих современных мыслителей (Умер Чапра, Хайден Накви) их рассуждения об экономике скорее обусловлены исламским юридическим дискурсом, нежели интеллектуально-философским.
Второй существенный аспект современных рассуждений об исламской экономике связан с так называемым процессом «исламизации знания», направленным на применение исламской терминологии в каждой сфере человеческой деятельности, а также утверждение таких принципов, как закат или милостыня, и риба или запрет на (избыточную) выгоду. Термины и исследования в области «исламской экономики» и «исламских финансов» возникли только в XX веке и нашли свое выражение в работах Ала Мавдуди, Хайдера Накви и других, вновь вводя исламизацию знания, которая была провозглашена Саййидом Кутбом, Исмаилом ал-Фаруки, Нейатуллахом Сиддики, Умером Чапра, Анасом Зарка, М.Чоудхури и другими.
Поскольку ученые XX века предлагают новый эпистемологический подход к «исламизации исламской экономической системы», то складывается впечатление, что не существует тесной связи между средневековыми мусульманскими учеными и их вкладом в экономическую мысль в исламской традиции и современной исламской экономикой. Как отмечают Тимур Куран и Мухаммад Акрам Хан, институт заката никогда не был узаконен в мусульманских обществах, а в исламской банковской практике были замечены случаи установления процентной ставки. Кроме того, процесс исламизации формирует самостоятельно увековеченный нарратив, цель которого далеко не всегда состоит в обеспечении социальной пользы обществу в целом, а скорее в стремлении отличить себя от других экономических систем: капитализма и социализма. Более того, он не прибегает к эпистемологической концептуализации и исторической актуальности экономических учений в исламской традиции.
Сами Ал-Дагистани