9 ноября в конференц-зале выступил Павел Сергеевич Шаблей, доцент Костанайского филиала Челябинского государственного университета (Республика Казахстан).
Семья Яушевых - очень известная влиятельная семья, которая играла важную роль в социально-экономической, общественно-политической и религиозной жизни мусульман Российской империи. Эта семья упоминается с XVI в., связана с именем легендарного князя Яуша (или Яуыша). Самые известные представители семейства – это братья Абд ал-Вали и Муллагали Яушевы. Они создали фирму «братья Яушевы», занимались предпринимательством и благотворительностью. Среди их известных благотворительных проектов можно отметить строительство мечети в г. Кустанай, а также реконструкцию мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
В центре внимания П.С. Шаблея находится та ветвь семьи, которая проживала в городе Петропавловск. Это Абд ал-Бари (1814-1894) – имам, ахун города Петропавловска, и его сын, Абд ал-Ваххаб (1859-1924).
Шаблей рассматривает три частных случая, связанных с историей отдельного семейства, чтобы ответить на исследовательский вопрос: Как мусульмане, оказываясь в различных региональных и имперских ситуациях, решали проблемы в своих сообществах?
Случай первый. В середине XIX века произошло затопление петропавловской мечети, и мусульманская община принимает решение о ее перенесении на новое место. Первым имамом стал Абд аль-Бари Яушев (1857). Возникают противоречия между джадидами и школой со старыми методами. В прессе, в том числе и русской, представлены неоднозначные взгляды по этому вопросу:
1) Газета «Ульфат» (Спб, 1905-1907 гг.), купцы Х Тюменев и С. Муратов были частью «нового этичекого образа купцов», которые верят в прогресс и призывают к реформе образования по новому методу.
2) Газета «Вакт» (Оренбург) и «Сибирия» (Томск): критика материального положения мактаба и мадрасы, Г. Яушев – сторонник кадимизма, попечителей нет.
3) Газета « Приишимье» (Петропавловск): обвиняла Г. Яушева и купцов в противодействии реформе образования и фанатизме.
Случай второй. Конфликтный случай произошел в 1859-60 гг. между Яушевым и населением, проживающим в казахской степи. В 1859 г. в Тобольской губернии поступил донос на Яушева. Этот донос был подписан целым кругом влиятельной казахской элиты (волостными правителями, биями). Причина - Яушев для разбора по шариату различных дел призывает к себе и удерживает казахских жен и детей. Тобольское управление решило расследовать это дело, поэтому они вызвали к себе биев. Оказалось, что эта жалоба была написана имамом М. Хабибуллиным, а подписана казахами. В своем донесении М. Хабибуллин просил российские власти назначить ему в помощники своего брата. В ходе расследования оказалось, что казахская элита на самом деле не имела никаких претензий к Яушеву.
Третий случай. И отец, и сын Яушевы были какое-то время имамами на Ирбите. Так, властям в течение долгового времени приходили просьюы от местного населения о начале строительства мечети. Однако, именно благодаря Абд ал-Бари Яушеву, который приехал в 1865 г. на Ирбит, в течение короткого времени были собраны средства и в 1866 г. уже начато строительство. Местное население высоко оценило его роль в решении данного вопроса и составило прошение о назначении его имамом.
Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) было не согласно с предложенной кандидатурой и выдвинуло свою, однако ирбитские мусульмане ее не приняли. ОМДС обвинило в создавшейся проблеме Яушева. Но мусульмане продолжали просить власти о назначении Яушева пожизненным имамом. И в 1876 г. власти разрешили Абд ал-Бари стать пожизненным имамом.
В 1890 г попечителем и имамом Ирбитской мечети стал Абд ал-Ваххаб. В 1908 г. – попытка некоторых жителей Ирбита сместить Абд аль-Ваххаба с должности имама.
Жалоба некоего Валиуллы Султанова:
«Яушев за последние 3-4 года, приезжая в г. Ирбит, тайно агитирует среди лиц магометанского исповедания к неповиновению властям и правительству, советуя лицам, которые должны подлежать отбыванию воинской повинности не подчиняться военному начальству и при восстаниях стоять за народ, а не за царя и правительство».
Яушев в свое оправдание заявил, что никаких политических собраний не организовывал, а если мусульмане и собирались, то только для обсуждения вопросов местного благоустройства. Оказалось, что Султанов сам желает занять место попечителя.
Семейная история, которая была рассказана докладчиком, разворачивалась в условиях значительных общественно-политических и экономических изменений в Российской империи. Яушевы были в центре этих событий. Однако смысл их действий был раскрыт Шаблеем не через противостояние реформаторов и консерваторов, а на основе динамики региональных отношений. Проблема контроля и удержания власти является здесь основной. Одновременно с этим в докладе была представлена так называемая сетевая структура властных отношений, включавшая в себя круг лиц и социальных категорий (улемы, купцы, русская интеллигенция, чиновники и др) , преследовавших собственные интересы. В целом дальнейшая разработка этого направления исследования может способствовать формированию комплексной картины жизни мусульманских сообществ на окраинах империи.