СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВАХ

 
10.04.2019
 
Центр антропологии религии

 

В декабре 2017 года Центр при поддержке Комиссии по научному планированию провел двухдневный семинар, посвященный особенностям интерпретации духовного опыта в религиозной среде.
Организаторы: Екатерина Хонинева, Андрей Тюхтяев.

 

Аннотация:

В современных антропологических исследованиях религиозности важное место занимают вопросы, связанные с семиотическими идеологиями и локальными теориями интерпретации. В рамках разных сообществ и движений вырабатываются специфические герменевтические практики, позволяющие их участникам объяснить себе и окружающим свой духовный и социальный опыт. Наш семинар будет посвящен разбору этих вопросов на эмпирическом материале, собранном в различных контекстах. Трудники в православных монастырях и религиозные предприниматели, старообрядцы и католические священники, последователи религии нью-эйдж и этнические традиционалисты – всех этих людей объединяет поиск свидетельств присутствия трансцендентного в их повседневной жизни и неустанное интерпретирование этих знаков, а также специфические трактования тех социальных категорий, которые определяют их повседневную жизнь. Однако представления о том, какова природа знаков, какова природа связи между знаком и объектом/субъектом сигнификации, какие посредники могут или не могут быть вовлечены в этот процесс, оказываются культурно специфичными и составляют основу локальных семиотических идеологий.

 

В рамках семинара обсуждались следующие темы:

● Религиозный язык и коммуникация с трансцендентным;

● Материальность и медиация;

● Локальные теории интерпретации;

● Интенциональность, искренность и правда в религиозных сообществах.

 

Доклады:

Жанна Кормина (НИУ ВШЭ СПб) О кошачьем корме и снегирях: повседневная герменевтика и практики самотрансформации в православном паломничестве;

Екатерина Хонинева (ЕУСПб/МАЭ РАН) «Слушать Бога, смотреть знаки и не сопротивляться»: культивация искренности в распознавании призвания;

Александр Панченко (ЕУСПб/ИРЛИ РАН) Невидимые партнеры и стратегическая информация: что общего у религиозного и конспирологического воображения;

Светлана Тамбовцева (ЕУСПб/ИРЛИ РАН) Духоборческая герменевтика (испытывая на прочность концепцию семиотических идеологий);

Юлия Андреева (МАЭ РАН) Речевые клише последователей движения «Звенящие кедры России»;

Андрей Тюхтяев (ЕУСПб/МАЭ РАН) Производство знания и интерпретативные практики в среде нью-эйдж;

Ольга Христофорова (РГГУ/РАНХиГС/МВШСЭН) Разбитые статуэтки, цветные бусы и закрытые супницы: «говорящие вещи» в кубинской сантерии;

Данила Рыговский (ЕУСПб) Как интерпретируют религиозные практики старообрядцы-часовенные Южной Сибири;

Дарья Дубовка (МАЭ РАН/НИУ ВШЭ) Рациональность в фанатизме: способы производства знания в религиозных сообществах;

Дарья Терешина (Институт социальной антропологии общества Макса Планка) Бизнес без «нравственного изъяна»: изменчивые границы православной этики;

Сергей Штырков (ЕУСПб/МАЭ РАН) Православная конспирология конца XX века: советское и антисоветское наследие в трактовке исторических событий.