ПРОЕКТЫ СОВЕТСКИХ ВОЕННЫХ МОНУМЕНТОВ 1941–45 ГОДОВ

 
28.03.2019
 
Университет
 
Вадим Басс

3 апреля, 19:30 «Проекты советских военных монументов 1941–45 годов: как советские архитекторы искали язык для коммеморации трагедии и как складывался мемориальный канон»

Место проведения: остров Новая Голландия, Санкт-Петербург Набережная Адмиралтейского канала, 2.

 

Вадим Басс — доцент факультета истории искусств, кандидат искусствоведения.
Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
 

В первой половине 1940-х годов советские архитекторы создали множество проектов военных монументов, а также проектов реконструкции разрушенных городов, важной частью которых были мемориальные сооружения. Многие из этих проектов были необычными, неортодоксальными, странными. Они сильно отличались от советского архитектурного мейнстрима предшествующего периода и от послевоенных мемориалов. С самого начала Великой Отечественной архитекторы начали экспериментировать, стремясь изобрести новый, неконвенциональный язык для выражения грандиозной трагедии. «Безъязыкая улица» должна была найти язык, чтобы выговориться и мобилизовать общество.

Мемориальные проекты Андрея Бурова, Леонида Павлова, Григория Захарова, Моисея Гинзбурга и др. демонстрировали предельный случай коммуникации на границах мемориального жанра, или, точнее, попытки переопределения самого жанра. В лекции рассматриваются источники этого архитектурного языка, а также механизмы психологической манипуляции, разработанные архитекторами. Они использовали риторические инструменты, восходящие к традиционной поэтике героических мемориалов прошлого. Новые мемориальные проекты сочетали также латентный милитаризм межвоенной советской архитектуры и дизайна с откровенной воинственностью памятников революции и Гражданской войны. С другой стороны, столкновение с массовым насилием новых масштабов, форм, степени жестокости побуждало архитекторов и скульпторов к поиску максимально сильных форм и средств воздействия. Результатом военных потрясений стали проекты, демонстрирующие парадоксальное освобождение советских архитекторов. Функция мемориальных сооружений также позволяет на их примере продемонстрировать особенности политики и практик конструирования истории, технику отбора событий, подлежащих увековечению, достойных закрепления, и характер образов, в которых это увековечение происходит. Вадим Басс также обсудит со слушателями «модельный» случай, предшествующий мемориальным проектам Великой Отечественной, — конкурс на памятники на местах боёв Зимней войны.

Иллюстрация: Андрей Буров. Проект Храма Славы в Сталинграде. 1943