ПЛАГИАТ НАШЛИ В 75% ДИССЕРТАЦИЙ ИЗ СЛУЧАЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ВЫБОРКИ

 
28.05.2019
 
Центр институционального анализа науки и образования
 
Михаил Соколов
 
Европейский в медиа

Статья опубликована на портале Chrdk 27.05.19 под заголовком «Плагиат нашли в 75% диссертаций из случайной репрезентативной выборки. Рекордсменами по заимствованиям оказались ветеринары». Автор: Евгения Щербина

 

Социологи из Европейского университета в Санкт-Петербурге изучили, как и чем отличается плагиат в российских докторских диссертациях у представителей различных научных дисциплин. Работа со случайной выборкой продемонстрировала, что чаще всего он встречается в статьях по сельскохозяйственным и ветеринарным наукам. Большинство авторов диссертаций списывают не так много, но некорректные заимствования есть в большинстве работ.

 

Плагиат часто становится предметом громких скандалов (123) с участием российских чиновников или ученых. Однако до социологов из Центра институционального анализа науки и образования (ЦИАНО) Европейского университета в Санкт-Петербурге этот предмет не исследовали детально. 

Если рассматривать плагиат с точки зрения закона, то за него может грозить и уголовная ответственность — в том случае, если из-за него обладателю авторских прав нанесен крупный имущественный ущерб. В науке все проще, но, тем не менее, все равно принято, чтобы исследовательская работа была полностью авторским произведением. При этом везде, где упомянуты чужие идеи или цитаты, должны стоять ссылки, причем правильно оформленные.

При этом не всякий плагиат можно найти при помощи программного обеспечения, поэтому, по словам научного руководителя ЦИАНО и соавтора исследования, социолога Михаила Соколова, некорректным заимствованием в рамках их работы считался любой случай, когда человек скопировал чужой текст, не указав автора. Если автор упоминался, но взятый из его работы кусок текста не брался в кавычки, то такое тоже считалось плагиатом.

Ученые взяли случайную выборку из 2468 диссертаций — 10% от всех, защищенных в России в 2006—2015 годах. Эти работы проверили на некорректные заимствования с помощью программы «Антиплагиат». Небольшую выборку в 860 работ также проанализировали вручную, чтобы сравнить результат машинной и ручной обработки. Оказалось, что ошибки «Антиплагиата» единичны и его оценки подходят для статистического анализа.

Распределение процента некорректных заимствований в зависимости от типа проверки Makeeva A. et al.

Также социологи использовали информацию из авторефератов: к какой научной дисциплине относится работа, кто автор, в каком году диссертация защищена, в каком регионе и диссертационном совете, в каком типе научной организации (институт РАН, ведущий университет, то есть МГУ, СПбГУ или из проекта «5-100», обычный университет и тому подобное). Затем они оценили, как со всеми этими параметрами соотносятся объемы плагиата.

Оказалось, что некорректные заимствования в российских докторских диссертациях — широко распространенное явление. Только в четверти исследованных диссертаций доля заимствований составляет менее 7% текста — это тот предел, который может объясняться ошибками «Антиплагиата». Соответственно, в остальных 75% квалификационных работ плагиата гораздо больше, средняя доля заимствований в них составляет 19,1%. При этом больше половины своей диссертации списали лишь 6,1% докторов наук. 

В разговоре с «Чердаком» Соколов отметил, что большинство авторов, вероятно, не думали, что занимаются злонамеренным плагиатом. «Когда мы читаем расследования "Диссернета", мы думаем, что есть два вида ученых — хорошие и плохие. Хорошие не воруют, а плохие воруют. Но мы видим не два полюса, а множество переходных степеней. Почти все из тех, кто пишет диссертации, что-то заимствуют», — отметил он.

По-видимому, считает Соколов, так происходит потому, что ученые некорректно заимствуют в основном то, что они считают вспомогательными и техническими частями текста. Это описания оборудования, экспериментов, обоснование актуальности, обзор научной дискуссии. Также авторы диссертаций используют работу коллег, на которую у них есть неформальные права (например, научный руководитель, пишущий докторскую, вставляет в нее диссертации кандидатов наук, защищенные под его началом, — такое допустимо, например, в химии, поясняет Соколов).

Вопреки представлению о том, что некорректные заимствования более характерны для социально-гуманитарных наук, самые высокие доли показали ученые, которые защищали диссертации по сельскохозяйственным и ветеринарным наукам (медиана 29,8%), в области юриспруденции (25,6%) и химии (20,8%). Наименьшие доли заимствований встречаются в физико-математических (6,2%), филологических (6,9%) и философских (8,4%) науках. По словам Соколова, это связано с внутренними неформальными представлениями о том, что можно и допустимо, а что неприемлемо. Такие представления есть в рамках каждой дисциплины, хотя официально все ученые в целом признают, что исследовательская работа должна быть полностью авторской.

Сами ученые с заимствованными диссертациями мало отличаются от тех, кто ничего не заимствовал. Женщины заимствуют с той же частотой, что и мужчины. Обладатели докторских диссертаций с самой высокой долей заимствований не отличаются от докторов, не заимствовавших практически ничего по наукометрическим показателям: количеству и качеству своих публикаций, числу цитирований. Это означает, что не существует особых характеристик, которые были бы присущи плагиаторам, в отличие от добросовестных ученых.

Как резюмируют социологи из ЕУ, хотя аналогичное  исследование плагиата в статьях голландских ученых показало, что заимствований у них нет (что в целом считается нормой, пояснил Соколов), в российском случае для частных нарушений находится масса оправданий.