22 сентября в Золотом зале ЕУСПб с лекцией «Определение и переопределение терроризма: социологическая перспектива» выступил известный французский социолог Мишель Вивьерка, профессор Высшей Школы социальных наук в Париже.
Терроризм изменялся от десятилетия к десятилетию: модифицировались его основные цели, идеология, участники, смыслы. В 1960х -1970х годах имел место так называемый «домашний» терроризм. Террористические организации того времени в идеологическом плане представляли собой смесь крайне правых (или крайне левых) взглядов и национализма. Так, в эти годы активно функционировали такие организации, как ирландская ИРА или баскская леворадикальная ЭТА. Баскских террористов вдохновляла смесь из марксизма и национализма, а боролись они сразу в трех измерениях: за права рабочих, за независимость Страны Басков от Испании, а также против диктатуры Франко. В эти же годы молодые люди, объединившиеся в леворадикальные террористические группы, действовали под знаменем борьбы за права рабочих в Германии. Ультраправый и ультралевый терроризм распространился в эти годы и в Италии.
В контексте изменений, которые претерпел терроризм, важно отметить две важнейшие характеристики этой деятельности. Терроризм – деятельность рациональная, в основе своей имеет четко продуманную стратегию, она не сводима к сумасшествию. Вторая важная черта состоит в том, что терроризм – это всегда осмысленный, идеологически насыщенный проект. Террористы говорят от имени нации, класса, различных социальных групп. Существует закономерность: чем больше насилия применяют террористы, тем искусственнее становится смысл их борьбы. Так, после падения диктатуры в Испании, в годы, когда индустриальная мощь Страны Басков оказалась на спаде, и количество рабочих там резко сократилось, основные цели деятельности баскских террористов сошли на «нет». С увеличением масштабов насилия в годы кризиса организация фактически уже не боролась за интересы рабочего класса: произошла элиминация смысла ее деятельности.
Примерно в 1970-е произошла интернационализация терроризма. На сцену выходят радикальные протестные движения. Одна из них – палестинская террористическая организация «Черный сентябрь». Организация была объектом манипуляции со стороны других государств, стало быть, смыслы ее деятельности были искусственными, как следствие - увеличились масштабы манипуляции людьми.
В 1990е годы происходит трансформация терроризма: феномен становится глобальным, а не локальным. Терроризм, основанный на левых идеях, уступает место исламу. Теперь терроризм получает религиозное измерение, цели террористов больше не связаны с национализмом или интересами рабочего класса: феномен становится космополитичным. В это время терроризм распространяется по Ближнему Востоку, а Аль-Каида становится крупнейшей и влиятельнейшей террористической организацией в мире.
Приближаясь к описанию особенностей современной стадии терроризма, необходимо определить «чистый» терроризм, или терроризм в его идеальной форме. «Чистый» терроризм имеет предельно рационально действующего актора в условиях тотально искусственного набора смыслов. Таких организаций и движений было немного. Едва ли не единственный пример чистого терроризма – это теракт 9 сентября 2001 года в США. После этого Аль-Каида теряет свои позиции как центр мирового терроризма, и начинается новая эра.
Сегодня терроризм становится все более эффективным в разработках стратегии рационального действия. Террористы отлично разбираются в современных технологиях и способах финансирования. Смысл их деятельности становится все более искусственным, а участники убивают себя, манипулируемые циничными лидерами. Терроризм пост-алькаидовской стадии связан с саморазрушением, самоубийством, с уменьшением ценности человеческой жизни.
Для понимания современной ситуации необходимо найти ответ на вопрос: что толкает людей на путь терроризма? Мишель Вивьерка приходит к выводу, что террористами зачастую становятся люди, не нашедшие своего места в обществе: они исключены из него, и не имеют шансов изменить ситуацию. Социальные проблемы общества стали важным источником такой модификации: многие одинокие неустроенные люди уезжали из Франции для того, чтобы присоединиться к террористам в Сирии.
Зачастую старые формы, связанные с выражением требований своей нации, этнической группы или социального класса, сосуществуют с «чистым» терроризмом: яркий пример тому – захват Норд-Оста в Москве. С одной стороны, террористами были национальные меньшинства, выступающие от имени своего народа, с другой – они были маргиналами в обществе.
Таким образом, современный терроризм по Вивьерке напрямую связан с войной и вооруженными конфликтами, также он зачастую распространяется в государстве, образовавшемся в границах другого государства, что открывает перспективу появления даже государства-террориста. Поэтому современный терроризм – это деятельность предельно рациональная, но тотально бессмысленная деятельность для квази-государств и одиноких людей.
Софья Лопатина