На сайте проекта базы данных «МИР» вышло интервью с Ириной Актугановой

 
11.02.2025
 
Лаборатория «Искусство и искусственный интеллект»; Школа искусств и культурного наследия

Открытая база данных междисциплинарного искусства в России «МИР» — проект Школы искусств и культурного наследия Европейского университета, реализуемый при поддержке Техно-Арт-Центра и прикладного центра МАСТ. Это открытая коллекция данных и информационный ресурс, посвященный истории технологического искусства, цифрового искусства, сайнс-арт и других междисциплинарных экспериментов в России, объединяющих искусство, технологии и науку. В октябре 2024 года была опубликована вторая версия сайта проекта.

Ирина Актуганова — автор и куратор проекта «МИР», искусствовед, куратор, музейный проектировщик, специалист в области технологического искусства, art & science и научной популяризации средствами искусства, стояла у истоков формирования технологического искусства в России. 

В приведенном отрывке Ирина Актуганова рассказывает о начале пути в сфере технологического искусства, открытии Галереи 21 и работе с художниками.

 

— Помните ли вы проект или событие, которое стало для вас отправной точкой в развитии интереса к технологическому искусству?

— Я бы не сказала, что дело в событии. Его не было. Скорее — в изменении общей атмосферы. По образованию я искусствовед. Во время обучения в Академии художеств я работала с художниками левого крыла СХ и плакатистами — это было особенно популярно в начале 1980-х. И в один момент у меня возникло острое ощущение, что все протухло — мне стало скучно этим заниматься; как молодому в то время человеку, мне хотелось чего-то другого. Появились первые персональные компьютеры, видеокамеры, и я задумалась: можно ли создавать искусство при помощи такого рода медиумов? И это стало первым толчком — я начала искать. Мой поиск продолжался довольно долго и только в 1994 году я вместе с Сергеем Бусовым, который на тот момент был моим мужем, запустила «Галерею 21». Это была галерея концептуальных проектов и медиаарта в арт-центре «Пушкинская-10». Почти сразу после открытия к нам присоединились Алла Митрофанова и Дмитрий Пиликин. Вместе мы стали заниматься тем, что тогда называлось new technology based art, то есть искусством, основанным на новых технологиях. Туда входило все: от факса до компьютера, от видеокамеры до радио; всё, что работало при помощи электричества, становилось художественным средством и методом, изобразительность соединялась со звуком и перфомансом, рождая концептуальные и междисциплинарные проекты.

Повторюсь: не было никакого события, было ощущение, что мир изменился, а искусство — нет.

 

— Расскажите подробнее о деятельности «Галереи 21». Возможно, был проект, который вам особенно запомнился?

Мы открылись в марте 1994 года, а к концу 1995-го у нас было реализовано 300 выставок. Такое количество связано с тем, что, во-первых, некоторые проекты длились два дня, а, во-вторых, мы с художниками были в экстазе от всего происходящего — их увлек новый способ высказывания и наша площадка, на которой можно было все сделать иначе, не как раньше. Я бы не сказала, что какой-то один выставочный проект мне бесконечно запомнился. Их довольно много, но пересказывать нудно. Здесь важен общий подход: галерея была кураторской; мы приглашали художников и говорили: «Давайте сделаем так, как вы еще никогда не делали». Многим художникам, которые до этого писали картины и изящно их экспонировали в выставочных залах, мы показали, как можно работать по-другому. У нас в галерее была создана специальная среда: было два выставочных зала, тот, который побольше — бело-серый, а пол был засыпан двадцатисантиметровым слоем мраморной крошки, с ней художники тоже могли работать. Они ямки рыли, бассейны делали: всячески использовали пол как медиум в качестве способа доставки содержания. Кроме выставочных проектов в галерее проходила насыщенная публичная программа — семинары по медиапоэзии, кинопоказы, мастер-классы по работе с компьютерной графикой. Нам удалось даже показывать свежие медиапроекты с европейских видеофестивалей и фестивалей компьютерной графики, благодаря хорошим международным связям. Мы стали полноценной образовательной площадкой в сфере современного искусства с фокусом на new technology based art.



 

О пути Ирины Актугановой, создании институций как форме художественного высказывания и развитии art & science в России — в полном интервью на сайте проекта