В 1924 году Петропавловская крепость – историческое ядро Санкт-Петербурга, священная земля, где захоронена императорская семья, а также страшная тюрьма царского самодержавия – была объявлена «Музеем революции».
Исторически сложилось так, что большинство революционных правительств активно уничтожали политические тюрьмы старого режима. Тем не менее, в отличие от французской Бастилии, Петропавловская крепость тщательно охранялась как, возможно, первый мировой тюрьма-музей.
Будучи частью радикальной политики памяти первых лет советской власти, крепость стала для граждан местом, где можно было по-новому прочесть царское прошлое с маячившим на горизонте коммунистическим будущим. Крепости уделяли особое внимание в музейных экскурсиях, авангардных фильмах и масштабных массовых мероприятиях.
Объекты памяти, с помощью которых режимы пытались представить узаконивающие исторические нарративы, дают нам исключительную возможность проникнуть в суть культурного представления советского государства о себе, равно как и уяснить сложное отношение государства к российской революционной традиции девятнадцатого века.
Превратилась ли Петропавловская крепость в место государственной кодификации и стерильного увековечивания российской революционной истории (т.е. «музеефицированной революции»)? Или она представляет собой скорее нечто более радикальное, новый способ выражения диссидентского прошлого, обращаясь при этом к эсхатологическому будущему (т.е. «революционизированный музей»)?
В главе, над которой я сейчас работаю, я стараюсь разрешить этот вопрос непосредственно в сердце тюрьмы-музея. Тем самым надеюсь внести свой посильный вклад в осмысление политики памяти в раннем СССР, большевизма как особого временнóго режима, а также того, как нейтрализовались, сохранялись и переосмысливались имперские пространства при социализме.
*Семинар будет проходить в форме дискуссии по предоставленному заранее тексту.
**Текст будет разослан за неделю до семинара всем участникам семинара, слушателям и преподавателям факультета истории. Студенты и преподаватели других факультетов и других вузов, которые хотели бы получить текст и посетить семинар должны связаться с Сэмом Хирстом.