Михаил Мельниченко и Анастасия Павловская рассказали, какие находки хранятся в «Прожито»

 
18.02.2025
 
Центр «Прожито»
 
Михаил Анатольевич Мельниченко; Анастасия Юрьевна Павловская
 
Европейский в медиа

На «Фонтанке» вышел развернутый материал, посвященный центру «Прожито». Руководитель Центра Михаил Мельниченко и исследователь Анастасия Павловская рассказали, какие находки хранятся у них в архиве.

Среди последних, к примеру, письма одноклассников времен блокады Ленинграда, список оскорблений XIX века от банковского служащего, тетрадь «Пропито» и многое другое. 

«Сейчас экспертизу проходит дневник жителя Васильевского острова начала XIX века. Его автором оказался служащий военного министерства немецкого происхождения. По словам Анастасии Павловской, мужчина вел дневник с 1819 по 1820 год и делал короткие записи — как будто только учился писать по-русски.

"Как он ездит на работу, на службу, по поручениям. Описывает, как по воскресеньям ходит в один из лютеранских храмов на Васильевском острове. Еще поразительно много пишет о кондитерской — это его любимое место. Шоколад и кофе. Вот все содержание дневника. В конце каждой записи пишет о погоде, и для большей части года формулировка — „погода мерзкая“", — описала исследователь «Прожито» дневник немца, жившего на Васильевском острове.

В дневнике есть и элементы любовной линии. В нем говорится, что некая дама "дала грудь целовать".»

Одна из проблем, как отмечает Михаил Мельниченко, это то, что петербуржцы не всегда понимают, какие ценности хранятся у них дома. Люди думают, что в записях нет ничего интересного, а по факту — всё ровно наоборот. 

У нас есть абсолютно утопическая цель. Невозможная, но стремление к ней должно быть частью нашей идеологии. Необходимо последовательно и рутинно работать, создавать электронные базы документов, выявлять людей, которые упомянуты в них… Рано или поздно эти разрозненные куски документов начнут соединяться общими упоминаемыми людьми. Таким образом мы создадим массив данных по истории страны, по истории общества. В нем все будет находиться вокруг человеческой фигуры. Это будет не исторический рассказ или большой исторический нарратив об истории страны, а персоноцентричная история. Еще она даст нашим современникам возможности по компьютерному анализу языка, социальных связей и другим самым разным подходам, которые существуют или зарождаются.

 

Подробнее — в материале «Фонтанки».