В своей книге «Смотрим на чужие страдания» Сьюзен Сонтаг утверждает, что тот, кто смотрит в глаза страдающему человеку, больше не может позволить себе амнезию или неведение. Однако пространство, в котором такие фотографии рассматриваются, оказывает большое влияние на восприятие и понимание страданий. Глаза осужденных воспринимаются по-разному, когда мы смотрим на них в картинной галерее, на телевидении, на обложке альбома, на территории бывшего лагеря смерти, и совершенно иначе, когда мы смотрим на них в склепе церкви. Возникает вопрос: каким образом представление фотографий, иллюстрирующих боль Другого в церковном пространстве, влияет на наше отношение к прошлому? Какие социальные последствия это влечет за собой? Эти вопросы кажутся еще более интересными, учитывая, что в Польше и России появилось много новых музеев в церковных склепах, посвященных преступлениям 20-го века.
В широком смысле цель презентации Зузанны Богумил - спровоцировать дискуссию о том, могут ли музеи в церковных склепах восприниматься как новый тип музея в ответ на преступления 20-го века, или, возможно, неправильно рассматривать эти музеи как часть истории музееведения, поскольку они являются не музеями или историческими выставками, а скорее новой формой религиозных практик. Презентация основана на материалах, собранных в Польше и России в рамках двух проектов при поддержке Польского национального научного центра (UMO-2016/21/B/HS6/03782, UMO-2013/09/D/HS6/02630).
Зузанна Богумил (PhD)- доцент Университета им. Марии Гжегожевской. Её исследования на сегодняшний день касаются российской памяти советских репрессий XX века, а также символических значений исторических выставок в Центральной и Восточной Европе. В настоящее время она координирует два проекта по религиозному измерению памяти: «From Enemy to Martyr» и «Milieux de Mémoire in Central and Eastern Europe - a Polish case». Она является автором Pamięć Gułagu (Память о ГУЛАГе) (2012, на английском языке в 2018 году) и соавтором «Enemy on Display: The Second World War in Eastern European Museums»(2015).
Рабочий язык лекции: русский.