«МАНИФЕСТА 10: Диалог 13». Диалоги с Сильвией Айбльмайр и Людмилой Бредихиной

 
18.11.2014
 
Университет
 
Людмила Бредихина; Сильвия Айбльмайр

30 октября в конференц-зале Европейского университета состоялась 13-я встреча в рамках проекта «Манифеста 10: Диалоги». Людмила Бредихина и Сильвия Айбльмайер – исследовательницы и кураторы, занимающиеся проектами в области гендерных исследований – представили два взгляда на проблему репрезентации и восприятия женского тела в искусстве. Диалог был построен как два высказывания "в картинках": говорили скорее ряды картин, а Сильвия и Людмила ограничились жанром комментария к изображению и высказыванием некоторых гипотез на тему.

Отправной точкой проблемы репрезентации женского тела в искусстве является сложившаяся в классической живописи традиция изображения женского тела как объекта, на который направлен оценивающий мужской взгляд.

Сильвия начала свою презентацию с картины "Олимпия" Эдуарда Мане. С нее начинается трансформация традиции: женщина отвечает на направленный на нее взгляд, не стыдясь своего нагого тела и с вызовом глядя на зрителя. Существенной является также и смена статуса изображенной на картине женщины: если в классической живописи это, как правило, богиня или нимфа, то Олимпия Мане - проститутка. ХХ век предлагает несколько концепций, "конструкций взгляда": Фуко фиксирует увеличивающуюся роль взгляда как проявления властных интенций, Лакан описывает взгляд как невидимый, но ощутимый, пугающий объект.

Женский способ рефлексии, осознания себя в этом мире – рефлексия над тем, как она видна другим. На примере творчества трех современных художниц-участниц Манифесты-10 – Марии Лассниг, Марлен Дюма и Николь Айзенман – Сильвия Айбльмайер показывает, как осуществлялась попытка сломать парадигму "женщина – это то, на что смотрит мужчина". Она оказывается тесно связанной с деконструкцией парадигмы взгляда вообще, актуальной для искусства начала века. Достаточно вспомнить "Авиньонских девиц" Пикассо или сцену разрезания глаза в фильме "Андалузский пес" Бунэюля и Дали.
Эту линию продолжает Вали Экспорт в знаменитом перформансе "Тактильное кино" 1968 года: зрителю предлагалось прикоснуться к обнаженному телу художницы, скрытому в ящике. Взгляд на обезличенное тело женщины в кино или на картине заменяется невидимым, но ощутимым касанием и взглядом в упор. Американская художница Синди Шерман в своих фотографических сериях создает череду образов поп-культуры, используя собственное тело как манекен, материал для создания персонажа, который можно сделать любым: макиях, одежда, приемы фотографии могут изменять одного и того же человека до неузнаваемости, сделать из него копию любого нужного оригинала.

В автопортретах Марии Лассниг повторяется мотив ускользающего взгляда или слепого лица: мы смотрим на изображенную женщину, но она не может послать нам ответный взгляд. А в работах Марлен Дюма зрителя встречает тревожный, вопрошающий и настороженный взгляд. Пути расшатывания парадигмы "женщина – объект взгляда" могут быть разными, и ни одна из них не ставит конечной целью утвердить власть женского, скорее дают возможность смотреть и видеть иначе, проблематизируют отношения смотрящего и того, на кого направлен взгляд.

Людмила Бредихина посвятила свою часть доклада той же теме, но на материале советского и российского искусства, что позволило увидеть специфику гендерной проблематики в России. Исходным образом-символом Людмила выбрала "Венеру советскую", монументальный образ советской женщины, устремленной в светлое будущее. Например, картина А. Дейнеки "Бегущие девушки" (1941) демонстрирует образ женского тела, присвоенного государством: тело не принадлежит женщине, а служит выражением государственного идеала. Впрочем, похоже, что тема присвоения тела была упомянута только для того, чтобы тут же подвергнуться сомнению.

В качестве альтернативного Людмилой Бредихиной предложен сюжет картины М. Нестерова "Старый художник" (1884): художник пытается написать прекрасную женскую статую, но оказывается неспособным сделать это. Давая этому сюжету поэтическое обозначение "руины сигнификации", Людмила подводит нас к мысли о дестабилизации универсума гендерной теории в советском и российском искусстве.
Так, в работах Татьяны Назаренко мужчина и женщина не противостоят друг другу, а пытаются вместе пережить некую общую угрозу, опасность, рок. Женщина по-прежнему "форматируется" мужским взглядом, но их сближает общее бедствие. Непопадание в общие рамки противостояния мужское-женское налицо.

У Айдан Салаховой, Вики Бегальской, Ольги Гороховой, Влады Ралко образ женщины получает настолько разные трактовки, что предложить его однозначную интерпретацию не представляется возможным. Ускользая от взгляда, провоцируя смотрящего, возвращая взгляд, прячась от него, женщины в современном российском искусстве способствуют раздвижению привычных представлений о гендерной проблематике.

Как предполагает Бредихина, это связано с историческим прошлым: мужчина в недавнем прошлом нашей страны подвергался репрессиям в гораздо большей степени, и потому для отечественного искусства характерны и более актуальны другие оппозиции (не мужское-женское, а личность-государство, к примеру). К тому же в русской культуре по-прежнему сильна подмена женского материнским: женский жест – это жест ответственности, в том числе и за мужчину.

Как отметил Каспер Кениг, куратор Манифесты-10, в свое время феминизм с его интересом к гендерной проблематике вернул смысл и остроту западному искусству, и до сих пор этот импульс сохраняет. Затронутая тема – репрезентации женского тела в искусстве, конструкции взгляда – по-разному звучит в западном и российском искусстве, и это залог насыщенного и актуального диалога.

Марина Исраилова

Сильвия Айбльмайр (Вена, Австрия) - доктор исторических наук, куратор, живет и работает в Вене. С 1998 по 2008 руководила Galerie im Taxispalais в Инсбруке. Совместно с Вали Экспорт была комиссаром Австрийского павильона на 53-й Венецианской биеннале в 2009 году. Сильвия Айбльмайер также является автором и редактором многочисленных статей и публикаций. В 2000 году получила премию Фонда Аби Варбурга. По приглашению куратора биеннале "Манифеста 10" Каспера Кенига Айбельмайр написала текст, посвященный работам Марии Ласниг, Николь Айзенман и Марлен Дюма.

Людмила Бредихина (Москва) - филолог, критик, куратор, специалист в области изобразительного искусства и гендерных исследований.. С 1990 по 1994 год была координатором галереи "Риджина", руководила издательской деятельностью галереи, автор-составитель каталогов. В 2006 году совместно с Кэти Дипвел выпустила антологию "Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000".