28 февраля в ЕУ СПб состоялся седьмой семинар по климату, на котором директор ЦЭПЛ РАН Наталья Лукина рассказала о роли лесного хозяйства в смягчении последствий глобального изменения климата. Способность лесных экосистем поглощать атмосферный углерод поместило леса в центр внимания государств, международных организаций, ученых, инвесторов и активистов. Для STS геополитика секвестрации CO2 представляет интерес как возможность изучать столкновения разных форм экспертизы.
Например, начиная с 2000-х годов, в Мексике коалиция ученых и государственных чиновников продвигала различные проекты по защите лесного фонда страны как потенциального поглотителя атмосферного углерода. Однако проекты по массовой рефорестации оказались дискредитированы из-за неспособности чиновников и ученых внушить к себе доверие публики, рассматривавшей эти инициативы как очередную коррупционную схему. Это сыграло на руку лоббистам альтернативного проекта по созданию рынка экосистемных услуг, поддержанного ООН. Таким образом, выбор между рефорестацией и рынком был опосредован политэкономическими условиями и способностью ключевых агентов убедительно артикулировать свое экспертное знание в публичных спорах. [1]
С похожими проблемами столкнулись ученые-экологи, занимавшиеся мониторингом дефорестации в бассейне Амазонки. Бразильские леса считаются одним из глобально значимых поглотителей CO2, поэтому мониторинг их состояния с помощью дистанционного зондирования приобретает политическое значение.Свою опосредованную вовлеченность в климатическую политику хорошо понимают сами ученые — политические соображения приходят в лаборатории не извне, а появляются в процессе самой исследовательской работы в ходе интепретации неопределенности моделей и данных, особенно в том, что касается площади дождевых лесов. [2]
В качестве поглотителей атмосферного углерода леса моделируются не только учеными, но и финансистами. Так, чтобы сделать лесную плантацию в Демократической Республике Конго частью Clean Development Mechanism Киотского протокола, ее территория должна была быть геолокализована и подробно описана (климат, почвы, вегетация, виды деревьев и т.д.), права собственности на нее — подтверждены, а также рассчитан подробный график ежегодного поглощения CO2.
Вовлечение небольшой лесной плантации в глобальный рынок эмиссий CO2 предполагает жесткую пространственную и временную фиксацию (containment), благодаря которой становится возможным выпуск эмиссионных кредитов, атрибутированных владельцам плантации — глобальная циркуляция становится возможной благодаря локальной фиксации [3].
Ссылки на статьи:
[1] https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0306312713490330
[3] https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17530350.2018.1461675