24 февраля состоялось заседание киносеминара «Исламский мир на кинопленке: авторы, герои, города», организуемого профессурой ТАИФ по истории исламских народов в составе России, в рамках которого участники смотрели и обсуждали боснийский фильм Ясмилы Жбанич «Грбавица».
Автор цикла и ведущий семинаров — Наталья Валерьевна Казурова, к.и.н., специалист по истории иранского кинематографа, автор научных статей, рецензий, обзоров, лекций и киносеминаров (площадки «Эрарта»/«The Cinema»/«Кунсткамера»), участник многочисленных научных конференций, координатор программы Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OpenCinema-2014.
В гостях:
к.и.н., сотрудник отдела Европеистики МАЭ РАН, Ермолин Денис Сергеевич.
Область научных интересов: история и антропология Балкан, этнополитология и национализм на Балканах.
Киносеминар постепенно расширяет свои географические границы. После просмотра фильмов Ирана, Турции, Афганистана, Курдистана, Центральной Азии (Казахстан & Киргизия) и Азербайджана зрителям было предложено погрузиться в жизнь Балканского полуострова, приоткрыв занавес в его кинематографический мир.
Сложная и подчас противоречивая историческая ситуация на Балканах вызывает множество вопросов и требует дополнительных пояснений. Чтобы попытаться разобраться в тематических доминантах, сюжетных поворотах, поведенческих и мировоззренческих особенностях главных героев фильмов с Балканского п-ова требуется дополнительная профессиональная эрудиция в вопросах культурных, политических, межэтнических и межконфессиональных условий в регионе.
История балканского кинематографа также запутанна, как и история самих земель. В боснийском фильме – главный герой хорват («Цирк ‘Колумбия’»); в македонской картине ярко продемонстрирован этнический и религиозный коктейль, все персонажи принадлежат к разным конфессиям, что обостряет взаимоотношения между ними («Перед дождем»); в ленте хорватского режиссера события разворачиваются на территории Боснии и Герцеговины («Живые и мертвые»), а в сербском городке во время Первой мировой войны албанец-мусульманин защищает от сексуальных домогательств прекрасную христианку («Беса»).
У многих балканский кинематограф прочно ассоциируется с именем Э. Кустирицы. И это не случайно. На сегодняшний день он остается лучшим и, пожалуй, самым оригинальным режиссером балканского происхождения. Э. Кустурица привнес в национальный кинематограф особый фейерверк цыганской экзотики и заставил мировое сообщество пристально вчитываться в региональный атлас хитрых взаимоотношений между соседями, одновременно друзей и врагов. Разумеется, его творчество оказало существенное влияние на развитие балканского кино: многие современные авторы стилистически подражают Э. Кустурице. В числе лучших абсурдистских картин в духе Кустурицы можно назвать затейливый, одновременно веселый и грустный «Бикфордов шнур».
Современное балканское кино сконцентрировано вокруг темы войны. Совершенно серьезные и исторически насыщенные или немного пародийные ленты часто поднимают острые вопросы социального и политического характера, порой даже обращаясь к жизни маргиналов, не вписывающихся в схему законов военного времени, например, картина о людях нетрадиционной ориентации и их попытках выжить и продолжить любить («На запад»).
Большинство известных за пределами Балкан фильмов – это психологические драмы на военную тему, в которых происходит осмысление событий югославских войн, рефлексия общества, художественное «обдумывание» национальных травм и путей оздоровления нации в мирное время. Первым для показа был выбран боснийский фильм Я. Жбанич.
Грбавица | Ясмила Жбанич | Босния и Герцеговина, Хорватия, Австрия, Германия | 2006 | 90 мин.|
Мы все мертвы,
и лишь стоим в очереди на собственные похороны.
Иво Андрич
Психологическая драма «Грбавица» принесла автору кинокартины Ясмиле Жбанич «Золотого медведя» на Берлинале. В русле сложившейся традиции балканского кинематографа после распада Югославии режиссер обращается к теме войны и поствоенного синдрома. В фильме нет сцен сражений и вооруженных солдат. Действие происходит в «мирное» время в столице Боснии и Герцеговины в городе Сараево. Здесь сложно проститься со своими воспоминаниями, в стремлении вернуться к обычной жизни люди постоянно натыкаются на приметы военного прошлого, будоражащие их сознание и бередящие еще свежие раны.
Главные героини фильма Эсма, мать-одиночка, и ее дочь Сара – типичные жертвы социума, в котором продолжают жить межэтнические предрассудки, беспощадная ненависть и насилие. Чтобы научиться жить заново, приходится пережить символическую смерть – выговориться, проговорить старые обиды, прокричать ужас, поселившийся в телесной и духовной оболочке. И только тогда появляется шанс начать жизнь сначала... Характеры персонажей Я. Жбанич лишены черно-белых тонов и одновременно проявляют силу и слабость, доблесть и страх.
Родившаяся в Сараево в боснийской мусульманской семье Я. Жбанич, получившая профессиональное режиссерское образование на родине и работавшая в США, после выхода картины в отечественный прокат стала настоящим национальным героем. Только по официальным данным в первый месяц фильм посмотрело около 180 тыс. зрителей (население страны меньше 4 тыс. чел.).
Фильм Я. Жбанич, не лишенный недостатков, бьет точно в цель и довольно емко и лаконично рассказывает об одной из острейших проблем югославских войн – массовых изнасилованиях. Поэтому лента имела ошеломляющий резонанс. Будучи антивоенным фильмом, он сыграл огромную роль в жизни боснийского общества. В течение показов в марте–феврале 2006 года было собрано более 50 тыс. подписей в знак солидарности гражданами страны с пострадавшими женщинами во время войны. Необщественные организации добились того, чтобы изнасилованных женщин в годы войны на конституционном уровне признали национальными жертвами.
В фильме Жбанич такой жертвой войны и человеческой ненависти показана Эсма – немного несуразная, чурающаяся мужчин и бесконечно любящая свое единственное дитя, которому суждено было появиться на свет в сербском концентрационном лагере от одного из четников, издевавшихся над Эсмой. Чтобы скрыть позорную правду от дочери, Эсма придумывает легенду о том, что отец Сары – герой-шахид, сложивший свою голову на поле брани.
Это фильм – о разделенном обществе. Зритель отчетливо чувствует границу между довоенным прошлым и искалеченным настоящим, между сербскими четниками (как называют солдат, сражающихся за идею Великой Сербии) и босанскими шахидами. Да и сама ткань города, некогда представлявшая собой лоскутное одеяло, сплав различных культур, языков и конфессий (ислам, иудаизм, католицизм, православие), после Боснийской войны была окончательно разорвана. В настоящее время историческую часть города в довоенных границах населяют преимущественно боснийские мусульмане, сербы живут в отдельном муниципалитете – Источно-Сараево (Восточное Сараево).
Само название картины – игра слов. Грабвица – район Сараево, в котором живут главные герои и происходят основные события фильма. Помимо этого, слово грбавица в переводе с боснийского – горбунья. Жбанич подразумевает тяжелую ношу главной героини Эсмы, но конец фильма оптимистичен, есть надежда на перемены и в реальной внекинематографической жизни.
Наталья Казурова, Денис Ермолин