4 сентября состоялось выступление Куонг Ле Вана (Национальный центр научных исследований (CNRS), Центр экономики Сорбонны). В современной экономической науке под термином «капитал» подразумевается не только физический капитал, но также человеческий, – в форме знаний, навыков, здоровья, управленческих способностей; и социальный, отражающий социальные связи, отношения между людьми, доверие. Человеческий и социальный капиталы, как и физический, могут накапливаться и приносить фирме прибыль.
Социальные сети, связи и знакомства облегчают предпринимателям ведение бизнеса, дают им доступ к нужным ресурсам и уменьшают транзакционные издержки. Кроме того, они упрощают обмен полезной информацией и снижают издержки принятия решений, а фирмы, принадлежащие предпринимателям с большим кругом общения, растут быстрее. Примерами инвестиций в налаживание связей могут быть реклама, организация мероприятий, встречи руководителей для обсуждения разных вопросов и даже взяточничество.
Исследование, проведенное Куонг Ле Ваном, позволило проанализировать эффект, оказываемый социальными связями на производство и предпринимательскую деятельность. Математическая модель, построенная на основе модели Рамсея, описывает простую экономику с одним потребительским товаром. Репрезентативный потребитель максимизирует свою полезность на некотором отрезке времени и откладывает часть своего дохода на будущее. Свои сбережения он может инвестировать в физический капитал и в создание социальных связей. Часть капитала амортизируется, а новый капитал покупается по цене, выраженной в единицах товара потребления.
Значимость социального капитала в этой модели заключается в том, что он снижает цену приобретения физического капитала и тем самым снижает издержки производства, повышая прибыль. Другой интерпретацией связей является облегчение доступа к кредиту: чем больше у фирмы связей, тем меньше для неё ставка по кредиту.
Важной чертой модели является наличие порога эффективности сбережений (а следовательно, и инвестиций). При уровне инвестирования ниже определенного значения отдача от них равна нулю. Чем более эффективной является технология производства и чем меньше порог вложения в сети, тем меньше сбережений нужно и тем больше можно тратить на потребление. Еще одним выводом модели является обратная зависимость между величиной дохода фирмы и отдачей от связей: фирмы с крупными доходами нуждаются в бизнес-связях меньше.
Эконометрическая проверка модели производилась на данных вьетнамской экономики. Сведения были взяты из местного Опроса малых и средних промышленных предприятий (Small and Medium Scale Manufacturing Enterprises) за период с 2005 по 2011 год. В итоговой оценке использовались данные 5300 фирм. Была оценена зависимость доходов фирмы от её совокупных активов и имущества фирмы (характеристика физического капитала), количества работников и количества квалифицированных работников (характеристика человеческого капитала), а также количества контактов фирмы (характеристика социального капитала). Для анализа использовались простой метод наименьших квадратов и квантильная регрессия. Помимо всей совокупности предприятий также отдельно рассматривались частные фирмы (без долей, принадлежащих государству, иностранным фирмам, а также некооперативные и неколлективные фирмы) и фирмы в небольших городах и деревнях.
При общей оценке значимость социальных связей обнаружилась только для предприятий малых городов, в остальных случаях коэффициенты незначимы. Квантильная регрессия подтверждает предположение о «коридоре» уровня прибыли, где вложения в социальные сети дают отдачу. Для 29% организаций с наименьшими доходами и 11% фирм с наибольшими доходами инвестиции в налаживание связей на прибыли не отражаются. Для предприятий частного сектора порог эффективности ниже, он составляет 24% от общего числа фирм. Кроме того, влияние связей на эти фирмы больше, а зависимость явно нелинейная: до определенного предела с ростом прибыли растет и отдача от социальных сетей.
Ещё важнее наличие широкого «круга общения» для предприятий в небольших городах, у них отдача от социальных сетей в два раза больше, чем у других фирм. Это можно объяснить тем, что в поселках в принципе не очень много фирм, и найти поставщиков и покупателей гораздо сложнее. Порог эффективности здесь также ниже, 19%.
Таким образом, из работы Куонг Ле Вана можно сделать следующие важные выводы. Во-первых, социальный капитал действительно оказывает влияние на прибыль фирмы, однако сам по себе, без физического и человеческого капиталов, приносить доход он не может. Во-вторых, эмпирические данные подтверждают, что есть некое минимальное значение прибыли, до которого инвестировать в связи невыгодно. В-третьих, для предприятий с большими доходами отдача от вложений в «круг общения» на определенном уровне становится незначимой.
Илья Васильев