Факультет антропологии запускает открытый курс «Ранняя история петербургской антропологической школы». Первое занятие состоится 30 марта, в четверг.
Курс рассказывает об истории становления сибиреведения (североведения). То, что мы знаем как британскую социальную (или американскую культурную) антропологию, в Центральной и Восточной Европе когда-то четко разделялось на две науки: по-немецки это Volkskunde и Völkerkunde, изучение своего народа и изучение других.
В России, как и везде, во второй половине XIX века появилось две этнографии: первая — исследования русского крестьянства как собственного прошлого, как поиски корней, как «изобретение традиции» и ее музеефикация — то есть как хорошо знакомые нам элементы строительства нации; вторая — исследования «Другого». Для России это прежде всего исследование сибирских и северных народов. Эта «вторая этнография» выросла в первые два десятилетия XX века в Петербурге/Петрограде/Ленинграде благодаря усилиям «этнографов поневоле» — политических ссыльных, массово отправлявшихся в Сибирь и на Север в середине 1880-х годов. Однако менее известно, откуда эти исследователи-«народники» черпали свои идеи.
Какие идеи лежали в основе ранних этнографических исследований Сибири и Севера? Какую идеологию ее создатели передали (или старались передать) в 1920–30-е годы своим ученикам? Не подлежит сомнению, что «многие эксперты, привлеченные советской властью для разработки различных аспектов национальной политики, профессионально сформировались в дореволюционный период» (Миллер 2008) — но как конкретно происходил этот процесс в случае сибиреведения? Как эволюционировали идеи его создателей? Как их научные идеи соотносились с «официальной советской этнографией» на службе строительства советской империи, так блестяще описанной в работах Терри Мартина и Франсины Хирш? Наконец, как могла бы выглядеть российская этнография XX века, если бы «петербургская школа» не была пресечена в середине 1930-х годов, а получила возможность развития?
Курс лекционный, не предполагает семинаров (но предполагает чтение слушателями обязательной литературы, заданной на курсе). Читать лекции будут профессор факультета антропологии, руководитель Центра социальных исследований Севера Николай Вахтин и научный сотрудник этого же центра Елена Лярская.
Расписание курса:
- Четверг, 30 марта, 18:00–20:50
1. «Первопроходцы поневоле»: Клеменц, Богораз, Штернберг, Йохельсон, Серошевский и другие. «Сибиряковская» экспедиция (1894–1896)
Николай Вахтин
2. «Джесуповская» экспедиция. Боас как учитель Богораза. Экспедиция Рябушинского
Николай Вахтин
- Четверг, 6 апреля, 18:00–20:50
3. Отношение Богораза и Штернберга к эволюционизму. Высшие географические курсы, Географический институт, Географический факультет; «проект Богораза»
Николай Вахтин
4. «Самоучки и неучи»: государственное вмешательство в образование. Укрепление партийного и идеологического контроля. Безуспешные попытки вписаться в марксизм. Совещание 1929 года
Николай Вахтин
- Четверг, 13 апреля, 18:00–20:50
5. ИНС: обучение: цели, студенты, программа и результаты. «Конструирование нового человека». НИА ИНС: чем должно заниматься североведение
Елена Лярская
6. Экспедиции и их результаты. Ученики Богораза
Елена Лярская
- Четверг, 20 апреля, 18:00–20:50
7. Создание письменности и школьных учебников
Елена Лярская / Николай Вахтин
8. Ученики Бограза. Дело ИНСа и разгром североведения
Николай Вахтин
Курс пройдет в гибридном формате — офлайн и онлайн. Для каждого варианта предусмотрен свой тип билета. Чтобы присоединиться к курсу, зарегистрируйтесь на Timepad. Регистрация происходит одномоментно на весь курс и открыта до последней лекции, то есть вы можете присоединиться к курсу в любой момент (даже придя только на последние лекции 20 апреля).
По всем вопросам обращайтесь к администратору факультета антропологии Юлии Ковыршиной по адресу ykovyrshina@eu.spb.ru