24-26 октября 2024 года в Ереване Европейский университет в Санкт-Петербурге и редакция журнала «Новое литературное обозрение» проводит VI ежегодную конференцию в рамках совместного проекта «Антропологизация гуманитарных и социальных наук». Тема конференции — «Антропология неопределенности: жизнь в переломные эпохи».
Использование категории неопределенности, как и рефлексия над природой и последствиями последней, долгое время оставались прерогативой естественных наук и математики. Однако с середины XX века к ней стали все чаще прибегать в социальных и гуманитарных науках, зачастую связывая ее c категорией риска. Вначале в науках о духе и о человеке обе этих категории применялись по аналогии с науками о природе: их относили к числу объективно существующих феноменов. Затем антрополог Мэри Дуглас и политолог Аарон Вилдавски сформулировали подход, в соответствии с которым оценки риска и неопределенности зависят от культурных и социальных факторов (Douglas and Wildavsky, 1983). Английский социолог Энтони Гидденс определил a risk society as "a society increasingly preoccupied with the future (and also with safety), which generates the notion of risk" (Giddens and Pierson, 1998), whilst the German sociologist Ulrich Beck defines it as "a systematic way of dealing with hazards and insecurities induced and introduced by modernisation itself» (Beck, 1992). Эволюция в понимании неопределенности затронула и науки о природе: если в ХХ — начале XXI века риски, сопряженные с изменением климата, воспринимались как объективные, то сегодня при оценке риска глобального потепления начинают обращать внимание на восприятие этого риска в обществе (Crate, 2008; Anisimov et al, 2017; Anisimov and Orttung, 2019).
При использовании понятия неопределенности в социальных и гуманитарных науках нельзя забывать и о возможном несовпадении между взглядами изнутри и снаружи сообщества. Историки применяют категорию неопределенности к периодам резких изменений общественного порядка, которые лишают человека привычных моделей поведения и модусов существования. Однако такие изменения могут вызывать противоположные реакции — как укрепление консервативных тенденций в попытке вновь обрести привычную почву под ногами, так и взрыв социального проектирования (и прожектерства), направленный на создание новых форм социального взаимодействия, институтов и практик. Одна часть общества может воспринимать неопределенность как потерю твердых моральных ориентиров и размывание шкалы этических и эстетических ценностей, вторая — как «время возможностей». Оценка последствий неопределенности для общества и личности также может быть радикально противоположной: для одних это падение, кризис или травма, для других — необходимый этап в смене социальных и культурных парадигм, а, следовательно, и в эволюции рефлектирующего общества и индивидуума. Хронологические рамки периода неопределенности в разных областях общественной и культурной жизни могут не совпадать: историки технологий будут настаивать на том, что не менее сильное ощущение неопределенности может быть связано с резкими скачками в развитии технологий, а историки культуры заметят, что мода на эстетику неопределенности и интерес к «смешанным чувствам» нередко опережали или отставали от резких социальных перемен.
Цель конференции — обсудить специфику восприятия неопределенности в разных социальных группах и особенности в использовании этой категории представителями разных наук — как в историческом, так и в современном аспекте.
Программа конференции доступна по ссылке. Послушать доклады можно будет онлайн. Регистрация (ссылка появится позже, следите за обновлениями).
Фото: Unsplash