Борис Колоницкий — о процессах, завершенных и начатых созданием СССР

 
29.12.2022
 
Факультет истории
 
Борис Иванович Колоницкий
 
Европейский в медиа

Профессор факультета истории Борис Колоницкий  дал изданию «Коммерсантъ» интервью о процессах, завершенных и начатых век назад созданием СССР.

Приводим отрывок из материала:

 

«Советский Союз — результат непростого компромисса в рядах победителей»

— 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов было провозглашено образование нового государства — СССР. Иногда эту дату считают датой окончания Гражданской войны. Насколько это оправдано?

— Есть разные мнения. Какие-то историки полагают, что это не связано никак. Кто-то считает, что Гражданская война к этому моменту уже закончилась. Распространено мнение, что Гражданская война закончилась в ноябре 1920 года, когда красные взяли Крым. А с другой стороны, после этого очень много чего случилось. Произошли огромные крестьянские восстания, восстания Красной армии (Кронштадтский мятеж марта 1921 года — лишь один эпизод, хотя и наиболее значительный). В Грузию Красная армия вошла только в 1921 году. На Кавказе и в Туркестане было очень нестабильно. Субъективно в 1922-м многие очень важные акторы продолжали психологически оставаться в состоянии Гражданской войны. Белые пытались переиграть войну, рассчитывали на изменение ситуации, международную конъюнктуру, на крестьянские восстания — некоторые известные сражения Гражданской войны имели место в 1922 году, знаменитые бои под Волочаевкой произошли именно в этом году.

 

«Воля народов советских республик»

— Правильно ли считать итогом Гражданской войны безусловную победу большевиков, или это все же был в какой-то степени компромисс?

— Не все большевики были довольны исходом Гражданской войны, не все приветствовали переход к НЭПу. Партия не была единой. Некоторые уделяют чрезмерное, на мой взгляд, внимание идеологии коммунистов, но недооценивают особую политическую ситуацию 1920–1922 годов. Большевики в ряде вопросов, включая аграрный и национальный, были прагматичными, жестокими, иногда циничными импровизаторами. Первоначально они не ставили задачей организацию федерации. Еще к весне 1917-го относятся большевистские тексты, в которых планы федерации критиковались. Однако к концу 1917 года выяснилось, что против этого движения сложно возражать, учитывая массовую поддержку различных, порой противоречащих друг другу проектов федерализации России во многих регионах. Россия была провозглашена федеративной республикой. Но что подразумевается под федерацией, решалось в ходе Гражданской войны во время складывания различных коалиций, которые создавались ради победы. Так что я вижу непосредственную связь между Гражданской войной и образованием Советского Союза. С завершением критической стадии войны страна вошла в кризис, и из кризиса поствоенного большевики выходили разными способами, это проявлялось в различных сферах жизни. В области экономики, в сфере отношений с крестьянством выход был найден в НЭПе.

Здесь можно говорить о некотором послаблении режима, о поиске компромиссов и соглашений. Но так было не везде, где-то курс ужесточился. До 1922 года, например, политика большевиков в отношении церкви была не столь жесткой, как впоследствии,— переход от войны к миру был связан здесь с «закручиванием гаек». Если говорить о ситуации внутри партии, то в годы Гражданской войны внутрипартийная демократия была как раз более развита, чем начиная с 1921 года, когда было принято решение против фракций внутри партии. И это было объяснимо: разные группы большевиков совершенно по-разному видели политическое и экономическое устройство страны, что проявилось, в частности, в дискуссии о профсоюзах. Официально шла дискуссия о профсоюзах, об их месте в политической системе и об их месте в экономическом управлении, но фактически вопрос стоял о перспективе устройства всей партийно-политической системы после завершения войны. Немалую роль в этой дискуссии играли и личные противоречия: например, исход дискуссии означал ослабление позиций Троцкого, который в годы Гражданской войны был безусловно №2 в большевистском руководстве.

Во время войны большевиков объединяла необходимость противостоять общим врагам, а после решающих побед эта «скрепа» ослабла. Время НЭПа — время ослабления репрессий, но в то же время 1922 год — время высылки «философских пароходов». С одной стороны, вроде бы режим смягчался, а с другой — закручивались гайки.

Если говорить о национальной политике, то и там был серьезный кризис. И здесь в годы Гражданской войны на стороне большевиков воевали люди, которые имели разные взгляды по разным вопросам. Объединял их общий враг — «Белое движение», когда же он перестал существовать, возник кризис и желание по-своему реорганизовать постимперское пространство. То, что получилось, результат очень серьезных дискуссий с торгами и компромиссами. Большевики, которые находились в центре, пытались договориться с некоторыми влиятельными группами национал-коммунистов, которые хотели большего суверенитета для своих территорий. Советский Союз — это результат непростого компромисса в рядах победителей.

 

Полная версия материала на «Коммерсанте».