Артём Недолужко поделился результатами работы Лаборатории палеогеномики с PCR.NEWS

 
18.10.2024
 
Лаборатория палеогеномики; Школа искусств и культурного наследия
 
Артем Валерьевич Недолужко
 
Европейский в медиа

Научный руководитель Лаборатории палеогеномики Европейского Артём Недолужко рассказал изданию PCR.NEWS о перспективах палеогеномики в России и первых результатах геномного анализа древнего населения Южной Сибири.

Приводим отрывок из беседы, опубликованный на портале:

 

— Елена Клещенко (PCR.NEWS): Скифы — это на самом деле широкое название для разных кочевых культур?

— Артём Недолужко: Да, такой собирательный образ, хотя этот термин в первую очередь относится к кочевым народам, некогда населявшим Причерноморье. Юноша, чьи останки археологи обнаружили в археологическом памятнике Чинге-Тей I и с которым мы в настоящее время закончили лабораторную и биоинформатическую работу, — его иногда не совсем точно называют «царевичем» — как раз был носителем одной из культур скифского типа, алды-бельской культуры. Сейчас эта работа находится на стадии ревизии в одном из профильных журналов, поскольку рецензенты запросили дополнительные анализы, которые должны продемонстрировать статистически приемлемый уровень контаминации современной ДНК в экстрактах древней ДНК, полученных нами. Контаминация присутствует в любых музейных образцах, где бы с ними ни работали, в Дании, в Германии, в России — она есть всегда, от нее никуда не денешься. Но есть критические значения: когда у вас в образце, допустим, митохондриальная ДНК 50 на 50, от двух человек, тогда этот образец лучше отложить и не делать из него никаких выводов. Если, конечно, вы не подозреваете, что это у вас редкий случай гетероплазмии — как у последнего российского императора Николая II.

 

— И так было с «царевичем»?

—  Останки «царевича» в 2022 году были обнаружены в элитном захоронении в погребально-поминальном комплексе Чинге-Тей I в тувинской «Долине царей», к сожалению, я тогда отсутствовал в Туве. Почему к сожалению? Я уверен, что палеогенетики не должны быть оторваны от археологии, с 2023 года я тоже участвую в экспедициях, в том числе с киркой и лопатой. Раскопки кургана Чинге-Тей I продолжаются в настоящее время. Раскопки кургана Аржан-2 [знаменитое захоронение второй половины VII века до н. э. в Туве, где были найдены могилы «царя», «царицы» и еще десятков человек, а также около 20 кг ювелирных украшений] закончены, но какой-то антропологический материал там остался, он также вовлечен в нашу работу.

 

— Сколько у нас сейчас есть скифских геномов?

— Весной 2023 года в Nature было сообщение, что прочитано 10 тысяч древних геномов человека, вот такой юбилей. Но в базе Райха, которую чаще всего используют для сравнительных популяционно-генетических исследований, конечно, не все 10 тысяч представлены, и в ней, по-моему, около пяти десятков скифских геномов. Они соответствуют требованиям качества, которые предъявляются к геномам именно в лаборатории Дэвида Райха, — потому что у всех свои критерии качества. Допустим в ранее упомянутой статье, где была опубликована информация о митохондриальной гаплогруппе «царицы», также опубликованы два геномных датасета древних людей, захороненных в Аржан-2, а в другой статье, где привлекались эти же два датасета, говорят: ну нет, они не совсем подходящие для исследований, покрытие генома незначительное. В то же время при работе с геномами носителей алды-бельской культуры мы не можем пройти мимо этих данных, потому что кроме них информации пока нет. То есть, если подытоживать, — в настоящий момент к анализу доступно лишь несколько десятков геномов носителей культур скифского типа из всего коридора, от Молдовы до Южной Сибири, Казахстана и Синьцзяна.

 

—  С такой огромной территории — пока десятки.

—  Да, возвращаясь к разговору, о том, что на самом деле интересно археологам. Используя несколько десятков или сотен геномов, мы, конечно, можем нарисовать какие-то классные схемы человеческих миграций. Археологам же более интересны отдельные регионы, отдельные памятники. Почему бы не исследовать родство между людьми, захороненными в этих памятниках, которые параллельны по времени либо следуют друг за другом?

 

— Это как в случае «царя» с «царицей» и «царевича»? Что вы о них узнали?

— «Царем» и «царицей» мы на самом деле детально пока не занимались, хотя уже выделили ДНК из их материала. К настоящему времени мы просто использовали данные по митохондриальной ДНК, которые были сгенерированы ранее, и показали, что наш «царевич» из кургана Чинге-Тей I несет такую же митохондриальную гаплогруппу, как и «царица», захороненная в соседнем Аржане-2. Кстати, расстояние между этими памятниками всего двадцать километров и, по мнению археологов, они были созданы последовательно.

Естественно, митохондриальная ДНК и маркеры ее гипервариабельного региона не совсем хороши для подобных исследований и (, хотя?) могут предполагать родство «царевича» и «царицы». Поэтому для достоверного определения родства нужно добавить данные ядерного генома, как «царицы», так и «царя». Нужно понять степень родства людей захороненных в одном комплексе и между ними, поскольку считается, что курган Чинге-Тей I исторически следует за курганом Аржан-2 [конец VII — начало VI века до н.э. и вторая половина VII в. до н. э. соответственно].

 

Полная версия материала — на сайте PCR.NEWS.

 

Фото:  Артём Недолужко с волонтерами на кургане Чинге-Тей 1