10 февраля продолжатся занятия в рамках открытого курса доцента факультета истории искусств Вадима Басса «Архитектура как коммуникация».
Как здание работает в качестве исторического и социального свидетельства, в качестве носителя информации об обществе и эпохе? Что говорит с нами через архитектуру — и как строится этот разговор?
Лекции пройдут по понедельникам: с 3 февраля по 8 июня (за исключением официальных праздников)
Время: 18:00–19:30
Аудитория: ауд. 201
Регистрация на мероприятие закрыта.
Курс начинается с введения в проблему архитектурной коммуникации. Как «читать» здание, что оно сообщает зрителю — планом и фасадами, вертикальным и горизонтальным строением, внутренним устройством и внешним обликом, композицией и деталями, характером замысла и качеством исполнения? Как в разные эпохи определяются критерии качества архитектуры? Как в важнейших памятниках архитектурной мысли от трактата Витрувия до современных текстов отразились взгляды профессионалов на проблему коммуникации и социального конструирования в зодчестве?
На лекциях и семинарах мы обсудим, как архитектура 20 — начала 21 века реагирует на актуальные социальные, политические, идеологические вопросы. История и ее репрезентация, политическая власть и контроль, память (прежде всего память о трагедиях и травмах 20 столетия), религия, национальная и локальная идентичность, потребление и консьюмеристская культура, массовое общество и культура повседневности, бедность и неравенство — все эти проблемы имеют и архитектурное измерение.
В курсе рассматриваются следующие вопросы:
- архитектура и история, репрезентация актуальных представлений об историческом времени в зодчестве разных эпох и проблема аутентичности архитектуры (в т. ч. в связи с изменяющимися идеологиями архитектурной реставрации);
- архитектура ар-деко и пространственное оформление общества потребления;
- классическая традиция в архитектуре межвоенного периода, гибкость отношений между политической практикой и архитектурными декорациями, различные версии зодчества тоталитарных режимов (Германия, СССР, Италия), «тоталитарное» vs «колониальное» в архитектуре первой половины 20 столетия;
- архитектура последнего столетия и религия, различные версии и «языки» культового зодчества. Как религиозный опыт и переживание направляются и выражаются архитектурными средствами?
- центральный сюжет курса — мемориальная архитектура. Как зодчие увековечивают главные трагедии 20–21 века? Как устроен «язык» современных монументов, как их авторы провоцируют эмоциональный отклик зрителя? Наряду с примерами из мировой практики мы обсудим советские проекты мемориалов военного времени и историю архитектурной коммеморации блокады Ленинграда.
Также будут затронуты вопросы репрезентации национального начала в архитектуре (включая практики конструирования национального стиля в России 19–20 веков), техники работы с пространством в современном зодчестве и «архитектура масс», архитектура как средство политического контроля и т. д.
Краткая и популярная версия этого курса несколько лет назад была записана для проекта «Арзамас», теперь мы приглашаем прослушать развернутую и более «академическую» версию, которая читается на факультете истории искусств ЕУСПб, а в 2013 и 2019 гг. была предложена студентам Венецианского международного университета.