Что на самом деле делает роденовский Мыслитель? Гилберт Райл и незамеченная революция в (пост)социальных науках

Добавить в календарь 2020-11-27 18:00:00 2024-04-20 03:32:29 Что на самом деле делает роденовский Мыслитель? Гилберт Райл и незамеченная революция в (пост)социальных науках Description Центр «Res Publica» info@eusp.org Europe/Moscow public
Дата:
27.11.2020
Время:
18:00
Организатор:
Центр «Res Publica»
Спикер:
Виктор Львович Каплун

Гилберт Райл — один из классиков британской традиции философии языка 20-го века. Его можно отнести к той же ветви этой традиции, что и Людвига Витгенштейна и Джона Остина, которые в силу стечения обстоятельств значительно более известны в российской академической среде. Всю эту ветвь можно условно обозначить как праксеологическую философию действия. 

Разработанные этой традицией подходы и концептуальные инструменты — вместе с рядом других авторитетных интеллектуальных движений середины и второй половины 20-го века — сделали возможным радикальное обновление социальных наук и стали основой так называемого «прагматического поворота» — поворота от анализа человеческого поведения и коллективных представлений через призму универсалистских моделей «общества» и «человека» к анализу конкретных практик, типов действия и форм рациональности, характерных для множественных культурных миров, нередко отдаленных друг от друга большой культурной и/или исторической дистанцией. Это обновление соответствовало потребностям времени. Период 1960-х — 1980-х гг., когда эта традиция начинает активно влиять на эпистемологию социальных наук — это эпоха глубоких трансформаций в европейских обществах, эпоха множественности, и одновременно — эпоха кризиса старых форм социального знания, когда классические парадигмы социальной теории (остающиеся во многом в границах философского языка и философской проблематики, пришедших из XIX века), перестают быть адекватными реальности и, как следствие, убедительными. 

В то же время, язык и стиль мышления этой традиции нередко и сегодня продолжают понимать и использовать через призму подходов классической социальной теории конца 19-го — первой половины 20-го вв. В ней парадоксальным образом видят либо возможность обновления и дальнейшего развития старой феноменологической и герменевтической традиции Geisteswissenschaften и веберовского «понимающего» (Verstehen) подхода в социальных науках, либо наоборот — новую форму позитивизма, разновидность бихевиоризма в анализе социального действия, развивающую до предела логику дюркгеймовской объективистской традиции.

Однако стиль мышления и аналитические инструменты, рождающиеся в работах авторов праксеологической философии языка и действия, позволяют ставить вопрос о методе социальных (или, если угодно, — «пост-социальных») наук совершенно иначе. 

В докладе будет сделана попытка проанализировать некоторые концептуальные инструменты и методы анализа, разработанные Гилбертом Райлом — критика старой менталисткой модели действующего субъекта (которую Райл назвал «мифом Декарта», или мифом о «Духе в машине»), аналитика «знания, что» и «знания, как», метод thick description — и показать, как сегодня они способны поменять наше представление о базовых концептах социальной науки, таких как «реальность», «действие», «институт». 

В качестве примера я рассмотрю, как используются понятия «институт» и связанные с ним концепты в современной неоинституциональной экономической теории (прежде всего, в той ее ветви, которая связана с именем лауреата нобелевской премии по экономике Дугласа Норта). В последние два десятилетия неоинституциональная экономика претендует на статус своего рода социальной метанауки, способной объяснять, предсказывать и проектировать изменения обществ во времени, но, как можно увидеть с помощью аналитических инструментов Райла, предлагаемая ей логика анализа институтов и их трансформаций содержит серьезные методологические слабости и недоразумения, которые неизбежно отражаются не только на уровне теории, но и на уровне практических исследований и проектов социальных реформ.

Я также кратко остановлюсь на разработанном Райлом методе thick description — методе анализа человеческих культурных миров через анализ семантической структуры моделей действия, составляющих данную культуру. Я попытаюсь показать, как идея этого метода была использована для обновления социальных наук (в частности, в интерпретативной антропологии К. Гирца) и как она может быть использована сегодня. 

Для онлайн-участия пройдите предварительную регистрацию, ссылка будет выслана на почту за час до начала семинара.

 

Литература

1. G. Ryle, «The Thinking of Thoughts: What is „Le Penseur“ Doing?», in. G. Ryle (1968), Collected Papers, Volume II: Collected Essays 1929–1968, Routledge, 2009, p. 494–510.

2. Г. Райл, Понятие сознания. М., 2000. (The Concept of Mind, 1949) — главы из книги:
а) «Введение» (с. 19–20)
б) глава 1. «Миф Декарта» (с. 21–33)
в) глава 2. «„Знание как“ и „знание что“» (с. 34–69).

Изображение: Источник