"СОКРАТ - ВООБРАЖАЕМЫЙ ФИЛОСОФ"

 
13.06.2019
 
Университет
 
Роман Светлов

Один из парадоксов, лежащих в основании европейской культуры можно сформулировать следующим образом. Две важнейшие фигуры, создававшие границы европейского дискурса, представляют собой загадки. Первый — Сократ, облик которого нам хорошо известен, но от которого не дошло ни строчки текста. Второй — апостол Павел, чьи Послания стали частью Новозаветного канона, но визуальный облик которого начали конструировать лишь спусти три столетия после его смерти.

Но и портрет Сократа — во многом результат античного воображения. В докладе «Сократ — воображаемый философ» Роман Светлов (РГПУ им. Герцена) рассмотрел физиогномику античных изображений Сократа в контексте их биографических, мифологических, театральных и ценностных аспектов. Двойственность облика и внутренней природы Сократа была важна и для его биографов, и для художников — то есть для портретистов вербальных и визуальных. Она радикально усиливала эффект философской и моральной проповеди. Но она же задает новый ракурс прочтения диалогов Платона. Именно двойственность облика Сократа позволяет нам увидеть в текстах Платона элементы и приемы «сатировой драмы». 

Как продолжение этой темы мы посмотрели на одно из последних собственно античных изображений Сократа — на его двойной герме с Сенекой. Двойная герма Сократа и Сенеки позволяет увидеть те пути, по которым происходила «визуальная систематизация» морального философского наследия в поздней римской культуре.