Магистратура
Направление «Философия»

Социально-политическая философия

Поступить
Срок обучения: 2 года
Мест: 11

О программе

Эта программа сочетает солидную подготовку по общей философии (особенно диалектику) с изучением самых современных трендов в политической теории. В углубленных курсах по истории политической мысли совмещены разные теоретические перспективы — республиканская, демократическая, постмарксистская и разные методологические подходы — герменевтика, теория речевых актов, история понятий, генеалогия и др. Большое внимание уделяется истории политической мысли и ее связи с историей метафизики, религии и культуры. Отдельный курс читается по истории российской политической мысли. Слушатели учатся прослеживать историю понятий, прослеживать и критиковать идеологические установки (консервативные, либеральные или социал-демократические), формулировать нормативно-идеальные или утопические модели будущего. На программе преподают некоторые из наиболее влиятельных российских политических философов.

Узнать подробную информацию о ходе приемной кампании, а также подать документы вы можете здесь:

Обязательные курсы

Логика и теория аргументации

Логика и риторика имеют разную природу, но общий предмет — обоснование истинности или правдоподобия некоторого утверждения (тезиса) на основе истинности или правдоподобия других — посылок. В предлагаемом курсе риторике уделяется основное внимание.

Риторика появилась на свет как ораторское искусство — «тэхне» особого рода, востребованное практическими потребностями греческого полиса. Философская рефлексия по поводу риторики и ее эффективности приводит Аристотеля к философско-антропологическим выкладкам уже в его труде «Риторика». В описанной здесь системе понятий риторика воспринималась и развивалась сначала в христианском проповедничестве, затем в герметической магии Ренессанса и, наконец, в рационализме Нового времени и Просвещения. Третий аспект риторики был открыт в ХХ веке как система языковых явлений, позволяющих формировать надындивидуальные образы реальности. Сегодня риторика как ораторское искусство составляет часть ремесла публичной персоны, философско-антропологический срез риторики остается важной эвристикой для научной социально-философской антропологии, а концепции тропологии взяты на вооружение мыслью постмодерна в ее перманентном разоблачении ложных картин мира.

Цель курса состоит в том, чтобы донести до слушателей наиболее существенные моменты, относящиеся ко всем трем сторонам риторики, а также дать им возможность попрактиковаться в анализе риторических элементов материалов современных СМИ.

Логика — философская наука, созданная Аристотелем. Логика изучает аподиктические, т. е. необходимые связи между истинностью тезиса и посылок. В основе традиционной философской логики — метафизика разума, представленная в наиболее развитой форме у Лейбница. В конце 19 века в логике происходит переворот и возникает математическая логика, а вслед за ней — современная философская логика, представляющая собой набор методов формализации различных контекстов естественного языка. Современная философская логика предполагает искусственный интеллект как ориентир целостного логического знания.

Марксизм и неомарксизм

Цель курса — изучить марксизм как специфическую философскую концепцию, проследив историю развития его проблематики начиная с наиболее значимых текстов Карла Маркса (в первую очередь — «Капитала» как наиболее систематического изложения его философских и политико-экономических взглядов) и заканчивая работами мыслителей конца ХХ — начала XXI века. Критерием отбора текстов и авторов являлась именно их философская направленность; при интерпретации их содержания ставится двоякая задача — во-первых, понять специфику марксистской трактовки традиционных философских проблем и понятий (таких как бытие, материя, мышление, познание, диалектика, истина, субъективность, действительность и т. п.); а во-вторых, актуализировать философскую значимость таких, казалось бы, далеких от «первой философии» марксистских сюжетов как революция, капитализм, производство, эксплуатация, классовая борьба, коммунизм и т. п. Разумеется, решение этих задач невозможно без исследования отношений марксизма с целым рядом современных ему философских течений (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ, структурализм и т. п.).

Немецкий идеализм

Основой курса служит проблемный анализ обширного корпуса классических текстов основоположников немецкого идеализма (И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й.Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля), традиционно считающихся трудными для самостоятельного изучения.

В задачи курса не входит подробное изучение всей проблематики немецкой классической философии в полном объеме, но лишь ориентирующее знакомство с основными системообразующими принципами и категориальным аппаратом этой традиции, преимущественно в контексте проблематики соотношения естественнонаучного и гуманитарного познания, соотношения теоретического и практического в каждом из них. Курс нацелен на подготовку студентов к адекватному восприятию современных дискуссий, в которых ключевое место занимает критическое переосмысление наследия немецкого идеализма.

Особое  внимание уделяется осмыслению специфики понятийного инструментария немецкой философии XIX века, преодолению трудностей в его освоении и выявлению его эвристического потенциала. В соответствии с этой установкой немецкая классическая философия, с одной стороны, рассматривается в широком историко-научном и историко-культурном контексте, а с другой, обсуждается в тесной связи с актуальными проблемами современных наук о человеке и обществе.

Основные направления и конфликты философии 19–20 века

Целью курса является обзор основных тенденций в развитии мысли, начиная с кантовской критической философии и до 60-х годов двадцатого века, и выявление тех линий противостояния, которые формируют философский ландшафт двух последних веков. Такие понятийные конструкции, как коперниканская революция, трансцендентальное единство апперцепции, конец истории, негативность, переоценка всех ценностей, европейский нигилизм, преодоление метафизики, фундаментальная онтология, различие, критика субъекта, будут рассматриваться в качестве отдельных отрядов, соединяющихся в армии и принимающих участие в общем конфликте; главным итогом курса должно стать понимание характера этого противостояния и прояснения того, за что ведется борьба. 

Углубленное чтение и анализ основополагающих философских текстов последних двухсот лет призваны помочь участникам курса выработать навыки «ориентирования в мышлении»:  понять те силы, которые формируют повестку дня актуальной мысли. Продвигаясь в хронологическом порядке и не поступаясь множественностью концептуальных продуктов, мы будем стремиться выявить общую логику,  стоящую за локальными столкновениями между спекулятивной и критической философией, материалистической и идеалистической диалектикой, континентальной и аналитической традицией.

Преподавание философии в высшей школе

Преподавание философии оказывается проблемой и поднимает ряд задач постольку, поскольку образование в магистратуре предполагает в качестве возможного следствия работу в вузе, объединяющую преподавание и исследование. Задачи данного курса можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим задачам относится прояснение вопроса о смысле философии, необходимо связанном с процессом, с событием образования и, соответственно, с передачей знаний и / или опыта философствования. Этот вопрос соотносится с проблемами интерсубъективной природы знания и познания, положения философии в университете, в обществе, ее отношений с властными структурами. К практическим задачам, которые по большей части оставляются для самостоятельной работы под контролем преподавателя, относится обсуждение вопросов о способах организации и передачи философского знания в современности, в частности через образовательные структуры высших учебных заведений. Эта часть курса предполагает занятия, связанные с обсуждением содержания учебных планов, обоснованием форм лекционных и семинарских занятий по выбранным темам, определением специфики и способов организации итоговой аттестации.

Основная цель курса — приобретение опыта обоснования философии как необходимого предмета преподавания; осмысление того, что преподавание философии осуществляется в разрыве невозможности / необходимости формализации, в живом событии научения, где, по высказыванию Аристотеля, «учить и учиться одно и то же» и, тем не менее, учитель, берет на себя ответственность за происходящее.

Социально-политическая философия (Республиканизм)

Курс дает общий обзор того, что в последние 30 лет в англоязычной литературе обозначается как Republicanism, по-русски обычно переводится как «классическая республиканская традиция» и претендует на то, чтобы стать основной альтернативой либерализму в социальной и политической теории. В курсе рассматриваются как основные труды ХХ века, так и классическая литература по республиканской теории и книги по истории республик, без которых трудно понять современные дебаты. 

Социально-политическая философия (Теория демократии)

В этом курсе рассматриваются основные понятия политической мысли (государство, репрезентация, суверенитет, общественный договор, республика, демократия, революция) и главные политико-философские учения Нового Времени (Modernity), в которых эти понятия были разработаны. Осмысление политики мыслителями Нового Времени тесно связано с конкретными политическими сдвигами, происходившими на протяжении этой эпохи. Мы попытаемся обнаружить историческое, политическое и интеллектуальное единство Нового Времени и проследить его развитие вплоть до середины 19 века, развитие, которое во многом определяет и наше сегодняшнее положение. Особое внимание будет уделяться определению политического, а также определению идеологической позиции, с которой связана та или иная политическая теория. Что означают используемые нами каждый день общественно-политические понятия? Что держит людей вместе, а что отталкивает их друг от друга? Чем государство отличается от общества? Что такое политика? Каковы основные современные идеологии? Что такое демократия и почему ее все так ценят? Эти и другие вопросы будут обсуждаться на курсе и лягут в основу студенческих работ.

Философия социальных и гуманитарных наук

Курс ставит своей задачей ввести слушателей в основную проблематику эпистемологии (теории познания). Обучаясь различным социальным и гуманитарным наукам, магистранты ставят вопросы о легитимности своего знания как научного, о критериях его истинности. Социальное знание повисает в воздухе и без понимания истории становления социальных и гуманитарных наук как института. Различные научные результаты должны складываться в открытую и проблематичную, но тем не менее единую картину мира. Особого внимания заслуживает роль гражданского сознания, идеологии в общественных науках – роль, часто остающаяся бессознательной и нерефлексивной.

Позитивное научное знание разворачивается внутри некоего заданного горизонта и может некоторое время развиваться в нем экстенсивно, в то время как первая философия (или метафизика), напротив, интенсивна, то есть заставляет неизменно возвращаться в точку начала, актуализировать сомнения и вопрос. Тем не менее, знакомство с философией помогает позитивному ученому и в его непосредственной деятельности, поскольку учит технике мышления как такового, обращая внимание не столько на автоматизируемый метод, сколько на проблематизацию, выделение существенного и искусство поиска среднего термина. Понимание предельных понятий и антиномий бывает необходимым в эмпирическом мышлении, когда его данные перестают поддаваться синтезу.

Иностранный (английский) язык

Курс разработан в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам. Его ключевым принципом является ориентация на овладение языком как средством общения в рамках жизненных ситуаций, актуальных для студентов. Особый упор в курсе делается на профессиональную коммуникацию: формируются навыки различных видов чтения (поискового, ознакомительного, просмотрового, аналитического), осуществляется обучение семантико-синтаксического и лексико-грамматического анализа текста и основам перевода текстов по специальности с иностранного (английского) языка на русский, развиваются навыки восприятия на слух монологической и диалогической аутентичной речи в профессиональной сфере, а также совершенствование навыков устной и письменной речи в рамках профессионального общения (в частности, умение сформировать основную идею сообщения, кратко изложить содержание текста).

Информационные технологии в научной проектной деятельности

Цель дисциплины — обучить магистрантов использованию новых информационных технологий в своей учебной и научной деятельности, показать возможности современных сервисов для поиска информации, а также помочь студентам ориентироваться в современном информационном пространстве.

В ходе изучения дисциплины студенты освоят различные электронные ресурсы и полнотекстовые базы данных, разовьют навыки работы с электронными изданиями, текстовыми редакторами, научатся оформлять библиографическое описание и обучатся основам визуализации данных. Теоретическая основа курса дополняется практическими примерами и заданиями для самостоятельной работы, составленными экспертами ЕУ.

Курсы по выбору

Диалектика

Курс ставит своей целью ознакомление студентов с одним из основных типов философского рассуждения —  диалектическим. Будет обсуждаться природа диалектики, история ее осмысления в истории европейской мысли, а также будет поставлен вопрос о соотношении между диалектикой как методом мышления и как онтологической структурой движения. Особое внимание будет уделено диалектике социальных феноменов как классическому объекту ее приложения. Курс ставит перед собой следующие задачи: охарактеризовать проблему диалектики в философии; очертить соотношение диалектики и традиционной логики, осветить проблему и дебаты о легитимности диалектики как метода в современной философии; описать историю развития диалектики; продемонстрировать на примерах методологическую значимость диалектики в исследовании общества; выработать стратегию диалектического подхода к эмпирическим исследованиям в социальных науках.

Психоанализ и общество

Психоанализ — это теоретическая школа и практическая институция, возникшая в 20-м веке и ставшая одним из ведущих интеллектуальных открытий этого столетия. Отталкиваясь от психических расстройств, иррациональных чудачеств, Зигмунд Фрейд и его последователи сумели понять внутреннюю логику «безумия» и выработать на основе терапевтического опыта общее учение о человеке, обществе и культуре. В частности, было показано, что человеческое поведение определяется не одной, а сразу несколькими противоречивыми страстями, что противоречия этих страстей происходят из объективных противоречий в отношении человека к членам семьи, к другим людям, к объектам, что эти противоречия приводят к ритуальным «комплексам», достигающим лишь символического разрешения конфликта, и что «рациональность» или «цивилизация» не стоят «над схваткой», а примыкают к одной из борющихся сил. Тем самым психоанализ стал как бы прикладной философией нашего времени и в этом качестве достиг больших успехов в прояснении человеческой жизни.

В 20-м веке психоанализ, наряду с такими традициями как феноменология, марксизм и неопозитивизм, стал важнейшей научной школой и парадигмой для изучения и понимания общества. Ряд конкретно-эмпирических исторических моментов, лежащих в его основании (вульгарный материализм середины 19 века и волна истерии, проявившаяся в его конце), переосмыслен, но поскольку на этих событийных основаниях была выработана фундаментальная обобщенная теория, то их историческое изменение привело не к исчерпанию парадигмы, а наоборот, к ее бурному росту и эффективной полемике против новых социо-психологических школ, норовящих снять внутреннее напряжение и критический патос психоанализа.

В нашем курсе мы, во-первых, сделаем общее введение в психоанализ, его основные принципы и понятия. Далее мы сосредоточимся на социально-политическом учении психоанализа, опираясь как на самих его создателей — Фрейда, Лакана и др., так и на современных исследователей, применяющих психоанализ к социологии, политологии и экономике, а точнее, развивающих психоанализ в качестве своеобразной социологии и политологии.

В курсе слушатели получат представление о теориях Фрейда и Лакана, научатся правильно применять такие понятия, как «я», «оно» и «сверх-я», «бессознательное», «идентификация», «Эдипов комплекс», «кастрация», «фетишизм»; различать желание и влечение, удовольствие и наслаждение, воображаемое и символическое.

Российская общественно-политическая культура 18–19 вв.

Курс  посвящен работе с текстами конца классической эпохи, второй половины XVIII — первой трети XIX века, обсуждению методов их источниковедческого анализа, основных приемов критики, способов постановки проблем и интерпретации. Задача курса — познакомить слушателей с особенностями материалов этого времени и приемами, выработанными в исторической литературе для их анализа. Курс  предполагает рассмотрение российских источников в контексте европейских традиций: рассматриваемый период является временем господства переводного сознания в образованной среде, в российских текстах преломилось отношение к европейским образам, своеобразная картина мира носителя дву- (поли)-языкового сознания. На семинаре будет уделено большое внимание компаративистским исследования. В курсе затронуты общие направления в исследовании схожих проблем европейской истории данного времени. Курс предполагает также привлечение литературных и  визуальных материалов и обсуждение особенностей работы с ними. На семинарах рассматриваются проблемы подлинности, датировки и атрибуции, технологии создания источника, тенденциозности, стилей и жанров, способов построения повествования, обсуждаются возможности их социальной истории и политического прочтения.

Современная политическая и социальная теория: поворот к исследованию практик (Теория практик — 1)

Фундаментальная мировоззренческая революция в философии и в социальных науках 1960-х — 1980-х годов затронула самые основания широкого спектра дисциплин — от политических наук и социологии до истории, антропологии и лингвистики. Она привела к разрушению старых дисциплинарных барьеров, возникновению новых подходов и методов исследования и закреплению логики междисциплинарности в социальном и гуманитарном знании. В рассматриваемый период, в ситуации, получившей название кризиса социальных наук, старые парадигмы классических социальных наук перестают соответствовать изменившейся реальности современных обществ и, как следствие, быть убедительными.

В методологическом отношении курс опирается на «теорию практик» — совокупность подходов, в которой синтезированы достижения ряда критических интеллектуальных движений середины и второй половины 20 века, способствовавших преодолению представлений о «социальном» и о «политическом», связанных с языком позитивистко-метафизической философской традиции, пришедшей из европейского 19 века с его с проблемами и стилями мышления. Это оксфордско-кембридская философия языка и действия (Виттенштейн, Райл, Остин и их последователи), фукианские и пост-фукианские Governmentality Studies, политическая теория (Арендт и арендтовская традиция плюралистического понимания «политического») и ряд других, повлиявших на наши представления о том, что такое «реальность» и как ее анализировать, и остающихся и сегодня драйверами развития новых исследовательских областей в социальных и гуманитарных науках.

В курсе предлагается критический анализ основных понятий классических социальных наук («реальность», «социальное», «политическое», «действие», «социальный факт», «институт», «власть» и др.), и излагаются основы эпистемологической перспективы «теории практик» (или «прагматического поворота в социальных науках») — которая может быть использована в том числе и как источник концептуальных инструментов и методологических подходов для field work в философии и для эмпирически ориентированных междисциплинарных исследований в социальных науках, адекватных реальности современных обществ.

В практическом отношении акцент будет сделан на технике «медленного чтения» текстов, которая позволяет анализировать стили мышления и логику человеческих проблем, характерные для различных сообществ, зачастую далеких от того, к которому принадлежит читатель — идет ли речь об исторической или о культурной (антропологической) дистанции. Эта техника также развивает навык, необходимый для анализа стилей мышления и жизненных проблем наших обществ, увиденных с дистанции антропологического и исторического отстранения.

Современная философская

Курс «Современная философская антропология» дает студентам профессиональные знания об основных идеях, проблемах, направлениях и представителях современного философского знания о человеке. В курсе рассматриваются предпосылки, содержание и следствия антропологического поворота, произошедшего в XX веке в социальных и гуманитарных науках в целом и в философии в частности. Анализируется также место, которое философская антропология занимает в ряду других антропологий — культурной, физической и так далее, и рассматривается взаимосвязь этих дисциплин. Важную роль играет и обращение к новейшим философским теориям, в которых ведется всесторонняя разработка критической позиции по отношению к классическим антропоцентрическим моделям познания мира и человека. Различные формы нечеловеческого, от растений, животных и машин до пришельцев и зомби, становятся объектами пристального интереса со стороны современных философов. Испытание границ, пределов человеческого, которое сталкивается с другими формами бытия, жизни, познания — это важнейший вопрос современности. В ходе XX века наука о человеке претерпела радикальные изменения, и для студента особенно важно охватить развитие этой дисциплины в ее противоречивой динамике.

Теории аффекта

Современные социальные науки переживают так называемый «аффективный поворот». После периода увлечения структурализмом и социальным конструктивизмом, с одной стороны, и калькуляцией «рационального выбора», с другой, многим показалось, что нужно теперь обратиться к субъективным, но типичным пружинам поведения. В то же время общество в последние десятилетия очевидно становится все более эмоционально «перегретым»: этому способствуют сентиментальная массовая культура, террористическая политика, ипохондрическая идеология психотерапии.

Курс является междисциплинарным, но методологически философским: нашей целью будет поставить понятие «эмоции», возникшее исторически совсем недавно, под вопрос. Чаще всего интерес к «эмоциям» движим исходной верой в машинную рациональность поведения или в наличие «объективного» и «бессознательного» ядра, которое определяло бы сознание. И то, и другое не выдерживает философской критики. «Эмоция», как она нам дана в повседневности, это морально-идеологический продукт, а субъективность, которую она выражает, — это субъективность безличного трансцендентального субъекта. И тем не менее история философии обнаруживает помимо этой «субъективности» реальный феномен фундаментальных страстей, с их трепетом и неотступностью. Этими комплексными многогранными страстями —  тревогой, ненавистью, тоской, любовью, энтузиазмом мы и будем заниматься во второй части курса.

Теория практик — 2

Курс посвящен прагматическому повороту в социальных науках. Он собирает самые разные традиции — от витгенштейнианства и феноменологии до исследований науки и прагматической социологии — вокруг центрального концепта практики. Студенты узнают, что изучали классики прагматического поворота, с кем они спорили и как им удалось изменить социальные дисциплины. Кроме обзора главных концепций, задача курса — показать, какие инструменты теория практик дает для их исследовательских проектов.

Теории справедливости

Курс знакомит слушателей с современными западными теориями справедливости. Он носит междисциплинарный характер. В первой части курса рассматриваются нормативные теории дистрибутивной справедливости, разработанные в рамках конкурирующих моделей либеральной демократии в современной политической философии: утилитаризм (И. Бентам, Дж. С. Милль), либеральный эгалитаризм ( Дж. Ролз, Р. Дворкин, Д. Коэн) и  либертарианство (Р. Дворкин).

Вторая часть курса посвящена оппонентам нормативных моделей — дескриптивным теориям, демонстрирующим, как универсальные принципы справедливости  реализуются на мезо- и микроуровнях реальных социальных взаимодействий. В этой части мы обратимся к идеям представителей коммунитаризма (М. Уолзер, М. Сэндел, Ч. Тейлор, А. Макинтайр), делибиративно-демократической теории (Ю. Хабермас, А. Сен) и к  социологическим подходам анализа феномена справедливости (Л.Болтански, Ю. Эльстер), а также к оригинальным методам эмпирического исследования повседневной справедливости. Большинство рассматриваемых теорий предлагает конфликтное, а порой и несовместимое понимание сущности и принципов справедливости. Поэтому задачей данного курса является не только изучение и критическое осмысление  студентами их основных положений, но и сравнительная оценка их потенциала для решения актуальных социально-политических проблем: нивелирования различных форм социального неравенства, вопросов гражданства и мультикультурализма, соотношения прав государства и личной свободы граждан, возможности исторической справедливости и реституций, глобальной и межпоколенческой справедливости.

Феминистская теория

Дисциплина дает магистрантам профессиональные знания о ключевых направлениях современной феминистской теории. Магистранты изучают историю зарождения и развития дисциплины, а также предпосылки дисциплинаризации предметной области на пересечении других дисциплин (континентальная философия, гендерная социология, гендерная история, и др.). Курс включает в себя изучение основных эпистемологических подходов, используемых в феминистской теории XX–XXI вв., и проблем, разрабатываемых ее представителями.

Феноменологическое движение

Курс посвящен истории феноменологического движения — одного из главных течений в философии двадцатого века. Раскрывая основные темы, занимавшие основоположников феноменологии, следя за их развитием в работах учеников и продолжателей, мы будем стремиться поставить на повестку дня также и вопрос об актуальности феноменологии для мысли в ее нынешней ситуации. Главной частью курса будет углубленное чтение и обсуждение ключевых феноменологических текстов, таких как «Идеи-1» и «Картезианские медитации» Гуссерля и «Феноменология восприятия» Мерло-Понти. Концепты «интенциональности», «феноменологической редукции», «жизненного мира» будут рассмотрены как в историческом контексте полемики между различными школами, так и с точки зрения их непосредственно философского содержания. Значительное внимание будет также уделено развитию феноменологии в последние десятилетия: вопросу «религиозного поворота» в феноменологии, феноменологии откровения Жан-Люка Мариона и способам апроприации феноменологического наследия в актуальной спекулятивной мысли.

Философия Жиля Делеза: резонанс и трансгрессия

Жиль Делез — один из важнейших мыслителей двадцатого века; его философия и по сей день оказывает решающее влияние на актуальную мысль. Делезу посвящается множество статей и монографий, многие из современных философских течений видят себя как продолжающие и развивающие те или иные идеи Делеза. Однако задача выявления системы делезовской мысли, поставленная в свое время Аленом Бадью, так и остается не реализованной до конца. Отдельные идеи и концепты Делеза становятся объектом активного обсуждения, критики и развития, однако они как будто изымаются из общего контекста его мысли. Задачей семинара будет именно восстановление системы Делеза в ее цельности. Рассмотрение философии Делеза на всем ее протяжении, от самых ранних до самых поздних текстов, опирающееся на медленное чтение таких текстов, как «Представление Захер-Мазоха»«Различие и повторение»«Логика смысла»«Капитализм и Шизофрения»«Кино», позволит выявить повторяющиеся в этой мысли паттерны и указать на конституирующее ее основное противостояние — конфликт между двойной трансгрессией и резонансом, между двумя способами выявления «основания-без-основания». Прояснение характера этого конфликта и того, что стоит в нем на кону, позволит выявить также и подлинное значение мысли Делеза для таких современных философов, как Ник Ланд, Квентин Мейассу, Грэм Харман и Реза Негарестани. 

Философия языка

Философия языка возникает при изменении аспекта взгляда на наше универсальное коммуникативное средство. Язык перестает быть прозрачным, надежно отсылающим к предметам мира, и превращается в нечто непрозрачное, отсылающее как к тому, что есть, так и к тому, чего нет. Первыми встают вопросы о происхождении языка, его истории и совершенстве, затем спрашивают о связи языка и мысли, наконец, обращаются к связи языка и социального действия: эти три группы вопросов можно связаны с именами Платона, Лейбница, Витгенштейна, Деррида и Фуко. В курсе будут представлены философская история языка, логико-аналитические концепции значения, логическая прагматика, теории речевых актов, тропов и дискурса, грамматология и жестология.

Этика

«Этика», или практическая философия, стала начиная с Нового времени одной из трех основных ветвей философской науки (онтология, этика, гносеология). Понимание ее предмета разнится в разных школах. Для кого-то это наука о благе (и тогда она тесно связана с онтологией), для кого-то — об императивах и нормах как особом виде рациональности, для кого-то — об отношениях Я и Другого. Курс дает введение в эту дисциплину, исходя из современных этических проблем: этико-культурного плюрализма, медицинской реификации этики, противоречий чувственно-гедонистической этики, исчезновения источника трансцендентного авторитета, политического антагонизма двух этик, скрывающегося за любой попыткой утверждения морали, и наконец, вездесущности искуса к злу, несмотря на кажущееся отсутствие оснований к таковому. Будет кратко рассмотрена история основных этических представлений. Вводится понятие «большой этической инверсии» современности. Кроме того, будут обсуждаться логико-диалектические  проблемы этического мышления: порочный круг в соотношении морального субъекта со спонтанной деятельностью, негативность, изнутри подрывающую этого субъекта, проблему отношения к существующему злу (толерантности) и, наконец, вопрос об исторической обратимости добра и зла.

Целью курса является не только теоретическое изучение этики, но и помощь учащимся в рационализации своего практического поведения и лавировании в пространстве хищных императивов и искушений. Студенты должны активно читать материалы к занятиям и участвовать в дискуссии. В середине и в конце курса пишутся письменные работы (соответственно 2500 и 4000 слов). В середине курса проводится коллоквиум, где студенты выступают с краткими сообщениями в свободном жанре на тему «мои этические максимы».

Стоимость обучения

ЕУСПб — частный вуз, учеба в котором по закону не может быть бесплатной.
Однако мы предоставляем скидки на оплату обучения (95 %) и стипендии на основании рейтинга. Рейтинг составляется по результатам вступительных испытаний и пересматривается после каждой сессии.

Места распределяются в соответствии с рейтингом абитуриентов. Рейтинг абитуриентов общий по направлению подготовки, независимо от выбранной магистерской программы.