БОГОХУЛЬСТВО И СВЯТОТАТСТВО В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: РОССИЙСКИЙ СЛУЧАЙ. Секция ЦАР на ВДНХ-XV

В рамках XV общероссийской научной конференции ВДНХ (25-26 марта 2022) Центр антропологии религии организовал сдвоенную панель, посвященную обсуждению предварительных результатов коллективного исследовательского проекта "Богохульство, кощунство и святотатство в русской культуре XVIII - XXI вв.: дискурсы, нарративы и практики". 

 

Богохульство, кощунство и святотатство — в качестве дискурсивных категорий и социальных практик — привлекают сравнительно малое внимание социальных антропологов. Представления и нарративы о богохульстве, кощунстве и святотатстве сыграли значимую роль в истории русских религиозных диссидентов XVIII–XIX вв., сюжетах классической русской литературы, политических и антирелигиозных дискурсах советского времени и т. п. Темы осквернения религиозного и секулярного сакрального становятся все более значимыми в публичной культуре современной России. Однако систематического антропологического исследования дискурсов, нарративов и практик, связанных с богохульством, кощунством и святотатством в российской культуре Нового и Новейшего времени, пока что не предпринималось. Задача секции — обсудить и проанализировать специфику, генеалогию и динамику дискурсов и нарративов о богохульстве, кощунстве и святотатстве в России XX — начала XXI в. Планируемая дискуссия подразумевает перенос исследовательского внимания с вопросов религиозной и социальной нормы, дихотомии религиозного и секулярного, а также проблем юридического и идеологического толкования категорий богохульства, оскорбления религиозных чувств и осквернения на практики повседневного взаимодействия, равно как репрезентирующие / формирующие их нарративы (фольклорные, литературные, публицистические и т. п.) и иные дискурсивные формы. В этой перспективе богохульство и кощунство будут рассматриваться с процессуальной точки зрения — как формы коммуникации и социального взаимодействия между людьми, различными сверх- или нечеловеческими агентами и социальными институтами, выступающими в качестве независимо действующих акторов.

  • Александр Панченко (ЕУСПб / ИРЛИ РАН): Богохульство, осквернение и ритуальная агентность
  • Юлия Сенина (ЕУСПб): Осквернение портретов национальных лидеров в советской культуре: массовая порча портретов Сталина после XX съезда КПСС
  • Сергей Штырков (ЕУСПб / МАЭ РАН): Археологические раскопки и сенситивность традиционалистов: оскорбленные чувства как основание этно-религиозной идентичности (случай Северной Осетии-Алании)
  •  Степан Дроздов (ЕУСПб / МАЭ РАН): «Сектантики и церковники»: противостояние искаженной и неискаженной веры как часть представлений об исторической преемственности в Православной Церкви Божией Матери Державная
  • Никита Петров (РАНХиГС / ЕУСПб): «Попов воскрес! — Воистину Попов»: пародийное обыгрывание религиозного дискурса как режим воспроизводства истины в постсоветской России
  • Екатерина Капустина (МАЭ РАН), Екатерина Хонинева (ЕУСПб / ИЛИ РАН): Оскорбление чувств и современные российские медиа: поэтика и прагматика публичных извинений