В период с 2018 по 2021 гг. группа исследователей Центра антропологии религии в сотрудничестве с немецкими коллегами из Университета Майнца работала над проектом «Новые формы религиозной культуры в позднем СССР и постсоветской России: идеология, формы социальной организации, дискурсы» (поддержан РФФИ).
Проект был посвящен социально-антропологическому изучению новых форм религиозной культуры, получивших глобальное распространение в конце XX – начале XXI вв. и обозначаемых в современной научной литературе термином нью-эйдж. Несмотря на кажущуюся разнородность и даже противоречивость идей, верований и практик нью-эйдж, они могут быть исследованы как части единой эзотерической культуры, обладающей внутренней логикой и прямо обусловленной глобальными социальными процессами. Внимание исследовательского коллектива было сосредоточено на истории и социальных особенностях культуры нью-эйдж в СССР 1960-х — 1980-х гг. и постсоветской России. Цель проекта состояла в том, чтобы описать и проанализировать, какими именно факторами определялись генезис и эволюция идей и практик нью-эйдж в советской культуре. Проект также был посвящен исследованию культуры нью-эйдж в контексте социально-идеологической преемственности между поздней советской и постсоветской эпохами, а также общественных функций идей и практик нью-эйдж в современной России.
В проекте участвовали сотрудники и аспиранты Европейского университета в Санкт-Петербурге, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН — Александр Панченко, Сергей Штырков, Юлия Андреева, Андрей Тюхтяев, Светлана Тамбовцева; а также сотрудники Университета Майнца (Германия) — Биргит Менцель, Анна Тесман и Ромина Хайм. Индивидуальные проекты участников были посвящены различным проявлениям советской и постсоветской эзотерической жизни: организаторам коммерческих предприятий, уфологам и искателям паранормального, феномену криптолингвистики, паломничеству и культуре праздников и фестивалей в ньюэйджерских сообществах, использованию концептов нью-эйдж духовности в среде этнических традиционалистов, современным российским астрологам, мистическому анархизму начала XX века, контактам советских и западных эзотерических интеллектуалов в 1960–1980-е годы.