14 ноября 2015 года в рамках ежегодной конференции ВДНХ-9 исследовательские группы «Североведение» и «Исследования миграций» провели сессию «Инфраструктура, миграции, мобильность на Севере: Das Sein bestimmt das Bewusstsein?». Секция была посвящена проблемам взаимовлияния и приспособления друг к другу инфраструктур и обществ разного уровня. Основной дискуссионный вопрос секции был таков: как используются и модифицируются инфраструктуры в соответствии с потребностями и интересами северных сообществ? Этот вопрос предполагалось рассмотреть сквозь призму особенностей миграции и мобильности на Севере.
Известно, что Север и Арктика ассоциируются у всех с труднодоступностью и нехваткой инфраструктуры. Перед каждым северянином постоянно возникают разнообразные связанные с этим вопросы: как добраться до большой земли? где купить редкую в тундре баранину? как передать деньги детям-студентам? какие выгоды можно получить от появления интернета в поселке? как попасть к врачу, который находится за тридевять земель? где провести отпуск? куда отправить учиться детей? где жить на пенсии? что делать, когда закрывается скважина или открывается новый культурный центр? как жить на два мира? как построить дом, находясь за три тысячи километров от него? где жить зимой и где летом? как вообще технически организовать жизнь на Севере? Доклады участников секции были посвящены описанию того, как жители современной российской Арктики находят ответы на эти вопросы.
Заседание секции открыл профессор Николай Вахтин (ЕУСПб), выразивший признательность собравшимся за то, что они нашли возможность принять участие в работе секции. Вахтин также отметил важность того факта, что секция второй год подряд организуется силами двух исследовательских групп Европейского университета — североведческой и миграционной — и выразил надежду на то, что найденные в прошлом году точки схождения между двумя этими направлениями будут достойно освещены и в этом году. Также было отмечено, что участники охотно откликнулись на предложение осветить в своих докладах проблематику исследований науки и технологий (STS), так как этот материал широко представлен в их собственных исследовательских проектах и заслуживает междисциплинарного изучения.
Первая часть секции была в основном посвящена вопросам мобильности и перемещения на Севере и в Сибири. Владимир Давыдов (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) представил доклад «Темпоральность перемещений на Севере: охотники, оленеводы, рыболовы и проекты индустриального развития». В докладе на примере эвенков и долган Владимир рассмотрел паттерны мобильности охотников, оленеводов и рыболовов и их изменение под воздействием проектов индустриального развития. Он проанализировал темпоральные аспекты мобильности, а также роль интенсивно используемых мест в структуре перемещений северян.
В докладе Эвы Тулуз (Париж / Тарту) и Лийво Нигласа (Тарту) под названием «В дороге с Юрием Велла: экономические, социальные и политические аспекты использования машин коренными жителями в Западной Сибири» было показано, каким образом современные технологии могут быть использованы для устойчивого развития коренным жителем, пытающимся сохранить традиционный образ жизни. Юрий Велла (1948–2013) применял современную технику в том числе для сопротивления давлению корпораций на традиционный образ жизни лесных ненцев. Эва продемонстрировала, что автомобиль был одной из самых важных технологий, на которую Юрий Велла полагался в своей борьбе за экономическое, культурное и политическое выживание.
Валерия Васильева (ЕУСПб) в своём докладе «"Snowmobile revolution" в российской Арктике: технологические изменения и тактики мобильности на восточном Таймыре» рассказала о понятии "Snowmobile revolution", введённом Пертти Пелто в одноименной книге 1973 года о технологических переменах в быту саамов-оленеводов Фенноскандии. По мнению исследовательницы, представляется интересным взглянуть на технологические изменения в контексте межпоселковой мобильности жителей, то есть рассмотреть перемещения на снегоходе как часть районной транспортной инфраструктуры. Доклад был посвящен тому, каким образом возможность обладать собственным транспортным средством и, как следствие, самостоятельно регулировать свои перемещения, изменила транспортную инфраструктуру региона.
Последний доклад первой части конференции был представлен Аймаром Венцелем (University of Tartu, Department of Ethnology) и имел название «Исчезающее государство и провалы управления на российском Дальнем Востоке». В своём сообщении Венцель сосредоточился на провалах государственного управления на Дальнем Востоке России. Его гипотеза состоит в том, что о степени отсутствия государства можно судить по развитости неформальной экономики. Аймар проанализировал стратегии людей, живущих в отдалённых посёлках, в поддержании упорядоченности и прогнозируемости своей жизни. В конце доклада он коснулся причин того, почему государство мало заинтересовано в поддержании полного контроля, и указал на некоторые причины и риторику этих процессов.
Вторая четверть секции была посвящена в основном вопросам миграции в Сибири и Арктике. Надежда Замятина (МГУ, Москва) представила доклад «Устойчивые миграционные взаимосвязи арктических и неарктических городов России и формирование "больших регионов"». По её мнению, изоляция арктических городов России имеет специфические механизмы компенсации, основанные на разных формах «близости» (proximity). Многие виды близости формируются на базе личных связей и проявляются через исследование конкретных биографий, персональных данных, интервью. На конкретных примерах Надежда показала, как города российского Севера увязаны в «дальние регионы» с более южными городами-партнерами. Было указано, что большую роль при этом играет вре́менная близость, которая становится возможной благодаря законодательно закрепленным для северян льготам в отношении отпуска, и в целом формируются сложные комплексы близости, где первичные родственные и социальные связи «обрастают» организационными и институциональными.
Игорь Бобров (Тюмень) в докладе «Инфраструктура миграционного сообщества: азербайджанцы Тюмени» коснулся вопроса об азербайджанцах, живущих в Тюменской области. Большинство этих людей проживает в областном центре — городе Тюмень, предоставляющем разнообразные возможности трудоустройства. По мнению Игоря, в городе сложились районы, где предпочитают селиться азербайджанцы, и различные объекты инфраструктуры, в том числе религиозные, принадлежащие азербайджанцам и предназначенные для них. Политические организации азербайджанцев при этом также взаимосвязаны и выполняют роль центров самопомощи, а азербайджанские политические представители, являясь крупными региональными акторами, имеют заметное влияние на другие национально-культурные организации региона.
Денис Соколов (РАНХИГС, Москва) представил доклад «Дагестан на Севере: коллективные репутации против бюрократических практик», в котором рассмотрел смену экономической модели и политических элит на «земле» как причину исхода на «север» на примере ногайских и кумыкских аулов Дагестана. Он описал коллективные репутации, общественное мнение и бюрократические практики как инструменты формирования и форматирования мигрантских групп ногайцев и кумыков на севере Западной Сибири.
Завершая первую половину дня, Екатерина Капустина (ЕУСПб) выступила с докладом ««Между "Севером" и "землей"»: торговые и пассажирские межрегиональные связи в контексте миграции дагестанцев в Западную Сибирь». В нём она рассмотрела практику взаимодействия мигрантов из Республики Дагестан, приезжающих сезонно или на более длительный срок в города Западной Сибири, с семьями, родственниками и односельчанами, оставшимися в республике. В частности, внимание было уделено пути между двумя регионами, способам перемещения мигрантов и членов их семей, организации грузовых перевозок, мелкой торговле, в первую очередь через рассмотрение особенностей функционирования социальных сетей.
Вторая половина секции, в основном фокусировавшаяся на инфраструктуре и технологиях в Арктике и Сибири, открылась докладом Елены Лярской (ЕУСПб) под названием ««А рыбу Вы где берете?..» Логистика снабжения и социальные слои на Ямале (по материалам экспедиции 2014–2015 гг. в ЯНАО)». По мнению Елены, нехватка средств сообщения, сложность доставки, высокие цены в магазинах вызывают к жизни и в небольших поселках Ямала, и в столице округа Салехарде довольно сложные и порой неожиданные схемы снабжения жителей продуктами питания и необходимыми товарами и порождают разнообразные практики. Елена выяснила, что, задавая людям простые вопросы о том, откуда люди берут мясо или где покупают крупу (или одежду для ребенка, и т.д.), мы можем довольно легко прояснить многие нюансы структуры общества, более отчетливо увидеть существующие в этих населенных пунктах социальные слои, понять, насколько тот или иной человек включен в различные социальные сети, и наглядно представить себе связи жителей Ямала как внутри региона, так и с остальной страной. Доклад был посвящен анализу ответов на подобные вопросы.
Анастасия Карасева (ЕУСПб) в докладе «Гендерные аспекты рассказов о «разморозке» в поселке Ягодное (Магаданская область)» рассказала о посёлке Ягодное Магаданской области, где зимой 1993–1994 гг. произошла авария на центральной котельной, в результате которой жители несколько месяцев были вынуждены обходиться без централизованного отопления и водоснабжения, что кардинальным образом изменило их быт. Для жителей посёлка это событие стало решающим, разделившим жизнь на «до» и «после». Доклад Анастасии был посвящён тому, как по-разному рассказывают мужчины и женщины сегодня о «разморозке».
Доклад Андриана Влахова (ЕУСПб) ««На дворе XXI век, а мы без интернета живём»: новые технологии в условиях неразвитой инфраструктуры на Шпицбергене» был посвящён особенностям функционирования новых технологий в российских поселениях на Шпицбергене.
Их часто называют «заповедником семидесятых»: производство, инфраструктура и социальная жизнь здесь сохраняют множество черт, свойственных прошедшим десятилетиям. Одной из таких черт является значительная коммуникационная изоляция жителей посёлков Баренцбург и Пирамида. В своём докладе Влахов проследил, как сообщество пытается заполнить пробелы в привычных им по «материковой» жизни технологических потребностях, изобретает суррогаты технологий и выстраивает внутреннее взаимодействие в этом отношении.
Завершая первую часть послеобеденной сессии, Ксения Гаврилова (ЕУСПб) представила доклад «Долго(кратко)срочность перспектив проживания как фактор оценки инфраструктурных возможностей посёлка (случай в Корякии)». По её мнению, оценке причин депопуляции Арктики существует ряд предпосылок, определяющих как массовые представления о регионе, так и тот дискурсивный фон, на который ориентированы гипотезы специалистов. В докладе на примере одного удаленного посёлка Камчатской области Гаврилова показала, в каких точках общий для региона дискурс «бегства молодёжи» расходится с наблюдаемыми стратегиями молодых семей. Также она продемонстрировала, каким образом такие факторы, как транспортная недоступность и отсутствие некоторых инфраструктурных условий могут быть оценены как ситуация, требующая преодоления, повод для отъезда, средства излечения выгоды или вакантная ниша для экономической деятельности.
Последняя часть заседания секции открылась докладом Аллы Болотовой (ЕУСПб) под названием «Стратегии совладания с «оптимизацией» здравоохранения в Мурманской области: операции в Израиле, капельницы в Питере и роды в дороге». В докладе рассматривались различные стратегии совладания с изменениями, происходящими в сфере предоставления медицинских услуг. В период постсоветской модернизации происходит адаптация предприятий к условиям рыночной экономики и фундаментальные изменения в социальной структуре северных городов. Жители, привыкшие к патерналистской системе, также вынуждены адаптироваться к изменениям, в частности, в сфере предоставления медицинских услуг. Болотова показала, что для жителей Мурманской области характерна высокая мобильность, которая и стала главным ресурсом, используемым для решения проблем с медициной в регионе.
Штефан Дудек (ЕУСПб) представил доклад ««Работать на врага»: нефтяники из кочевых и полукочевых северных сообществ». В нём он рассмотрел опыт хантыйских и ненецких сообществ охотников, рыболовов и оленеводов, живущих в непосредственной близости от нефтяных месторождений Западной Сибири и Русского Севера. Дудек показал, как молодые мужчины и женщины, работающие вахтовым методом, образуют связующее звено между участками в лесу или тундре и бараками на соседнем нефтяном месторождении, отчасти ответственном за уничтожение рыбных и охотничьих угодий и оленных пастбищ. Как ни странно, «коренные» рабочие нефтепромыслов не высказывают озабоченности внутренним конфликтом, заложенным в этих двух типах отношения к природе. Социальные связи между рабочими и наследие советского мультикультурализма порождают новые формы социального капитала, как и патрон-клиентские отношения между местными жителями и нефтяными компаниями. Чтобы объяснить амбивалентную интеграцию местного населения в развивающуюся на их землях промышленность, Дудек в своём докладе использовал идею «аборигенного перспективизма» (Вивейрос де Кастро) в сочетании с концепцией «социального капитала» Бурдье.
Завершая заседание секции, двое исследователей — гостей конференции представили исследовательский проект Университета Вены, ориентированный на исследование инфраструктуры и технологий на сибирских железных дорогах. Петер Швайтцер (University of Vienna, Department of Social and Cultural Anthropology / Austrian Polar Research Institute) представил доклад «Удалённость, инфраструктура и мобильность: социальная жизнь одной железной дороги в Восточной Сибири», в котором описал общую рамку проекта. Этот проект посвящён одному из регионов Восточной Сибири, очерченному двумя железнодорожными магистралями — Байкало-Амурской и Амуро-Якутской магистралями. Главный исследовательский вопрос проекта — как изменения в удалённых транспортных системах воздействуют на социальную жизнь людей и их мобильность. Отправное предположение состоит в том, что изменения в транспортных системах «в условиях Севера» — то есть при физической удалённости, суровом климате, низкой плотности населения и малом количестве дорог — оказывают огромное влияние на жизнь людей. Доклад Швайтцера был сосредоточен на двух измерениях взаимодействия между человеком и инфраструктурой: социальном и пространственном. Исследовательская команда планирует описать жизнь БАМа и АЯМа в прошлом, настоящем и будущем.
Наконец, Ольга Поворознюк (ИЭА РАН, Москва / Институт социальной и культурной антропологии, Университет Вены) в докладе «Жизнь «на БАМе»: миграции и техносоциальные сети городов и поселков Севера» описала историю строительства и современную модернизацию Байкало-Амурской магистрали (БАМа) как проекта технологической (инфраструктурной) и социальной инженерии на севере Восточной Сибири и Дальнего Востока. На материалах полевых исследований в Забайкальском крае и Амурской области она проанализировала воздействие параллельно протекающих процессов индустриализации, трудовой миграции и урбанизации на социальную динамику местных сообществ БАМа. Поворознюк показала, как строительство магистрали и развитие горнодобывающей промышленности привели к формированию поликультурной среды, переплетению технологических и социальных сетей и обострению борьбы за ресурсы между основными группами населения. Одновременно она проиллюстрировала процесс включения инфраструктуры БАМа в местные культурные ландшафты на примере изменяющихся представлений о роли железной дороги и практик её использования, распространенных среди аборигенного и «приезжего» населения.
В целом секция «Инфраструктура, миграции, мобильность на Севере» удачно соединила в своём составе различные направления исследований, проводимых в Европейском университете и за его пределами, в том числе проекта РНФ «Дети девяностых в современной российской Арктике». Можно надеяться, что найденные точки пересечения между различными исследовательскими группами будут развиваться в дальнейшем, так как, кажется, проблематика секции чрезвычайно актуальна для сегодняшней Арктики.
Андриан Влахов