«СОЗДАВАЯ» СТРАСТНОЙ МОНАСТЫРЬ: ритуальные практики на Пушкинской площади

 
30.07.2021
 
Факультет антропологии
 
Надежда Рычкова; ШАГИ ИОН РАНХиГС

В докладе я рассмотрю, как конструируют символическое пространство во время ритуальных практик члены общины Страстного монастыря, которая была основана в 2006 г. Страстной монастырь до 1937 г. находился на месте современной Пушкинской площади, затем был полностью разрушен. Однако члены общины считают необходимым вернуть месту сакральный статус. Они стараются осуществить это разными способами: собирают подписи, пишут письма религиозным и светских властям и т.д., но главное, что могут наблюдать горожане, — это так называемые стояния. Доклад основан на полевых материалах, которые я записываю с 2016 г.

Теоретическая рамка исследования связана с концепцией репрезентации культуры в пространстве. Среди исследователей, использующих этот подход, мне наиболее близка позиция Сеты Лоу, по мнению которой социальное конструирование пространства представляет собой его означивание посредством социальных взаимодействий, памяти и повседневных практик [Low 2000: On the Plaza: The Politics of Public Space and Culture]. Но если Лоу пыталась охватить всех агентов, пребывающих на наблюдаемой ею площади, то меня будет интересовать один агент — религиозное сообщество, которое стремится создать сакральное пространство на (внешне и формально) секулярной территории. Кроме того, в данном исследовании для меня важна идея Биргит Мейер о необходимости принимать во внимание «роль вещей, картин, звуков, тел и других материальных форм в религиозных способах конструирования мира» [Meyer 2015: Picturing the Invisible: Visual Culture and the Study of Religion, in: Method and Theory in the Study of Religion].