СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ: случай Хрустовой

 
27.11.2017
 
Факультет антропологии
 
Ольга Христофорова

Ольга Борисовна Христофорова - д.филол.н., дир. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, проф. Центра социальной антропологии РГГУ, в.н.с. Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, в.н.с. Центра исследований фольклора и антропологии города МВШСЭН.

 

Лекция основана на материалах, собранных автором во время полевой работы на приходе Михаило-Архангельского храма (Молдавско-Кишиневской митрополии РПЦ МП) в с. Хрустовая Каменского р-на Приднестровской Молдавской Республики в 2015–2017 гг. (данные включенного наблюдения и неформализованных интервью).

Настоятель Михаило-Архангельского храма, протоиерей о. Валерий (Галайда), известен своей целительской деятельностью; многочисленные паломники приезжают в Хрустовую для избавления от беснования, рака, алкоголизма, наркомании и других заболеваний. Эти заболевания, по распространенному на приходе мнению (среди как священства, так и мирян), имеют духовную природу – вызываются в первую очередь колдовской порчей. Несколько раз в год при храме устраиваются особые целительские мероприятия, «семидневки», на которые съезжаются до 200 паломников из разных мест Молдавии, Украины, России и других стран. Во время «семидневок» ежедневно служится литургия (в обычное время только по воскресным дням и праздникам), проводятся елеосвящение (соборование) и отчитка, а также – менее канонические целительские процедуры – «колокола», «копье», «митра», «камень», «грыжа». Все эти церковные службы и прицерковные практики имеют перформативный характер, они призваны обнаружить в присутствующих нечистых духов, сделать их «чувственно воспринимаемыми» – с определенными целями (на наш взгляд, не сводящимися исключительно к экзорцизму).

Итак, в лекции на материале локального православного прихрамового сообщества будут рассмотрены практики символического лечения. Одна из задач – выяснить, насколько целительские техники в данном сообществе соотносятся, с одной стороны, с теургической терапией в ее христианском понимании, и, с другой, с широко распространенными по ойкумене (если не универсальными) приемами ритуального лечения.

 

Изображение:
De opwekking van Lazarus (naar Rembrandt). Vincent van Gogh.
This work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author's life plus 100 years or less.