В 1923 г. краевед, этнограф и археолог Василий Смирнов опубликовал в сборнике трудов Костромского научного общества по изучению местного края статью «Черт родился. (Творимая легенда)». Речь в ней шла о необычном демонологическом сюжете, получившем распространение в Советской России, о черте, родившемся в семье коммуниста.
В своих комментариях к публикации Смирнов указывал на ряд параллелей в европейской фольклорной прозе; сказаниях о чудотворных иконах и библейской истории о неопалимой купине; демонологических сюжетах и поверьях о суккубате и инкубате; легендах о рождении антихриста, а также в христианской эсхатологии в целом.
Этих наблюдений, однако, недостаточно для интерпретации рассказов о новорожденном черте. В действительности мы имеем дело не столько с «творимой легендой», сколько со случаем международной миграции устойчивого сюжета. Его история дает основания задуматься о некоторых более общих вопросах генезиса и функций религиозно-дидактических нарративов в христианской культуре.
Фото: Автор Shakko - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26050534