18 ноября 2020 года на факультете антропологии состоялась совместное заседание семинара «Антропология религии» и «Медицинская антропология». На нем с докладом «Религия йоруба в Нигерии и на Кубе: преемственность, разрывы и новые вызовы» выступила Ольга Борисовна Христофорова.
На материале полевых исследований на Кубе (2013–2016) и в Нигерии (2018) были рассмотрены религиозные системы йоруба на африканской родине и в диаспоре. С XVI в. эти системы существуют и развиваются отдельно, хотя и не полностью изолированно друг от друга, а в последние десятилетия кубинские бабалаво (культовые лидеры) даже пытаются «исправить» религию йоруба в Атлантике по «нетронутым» африканским образцам.
Участники семинара сравнили мифологические представления, ритуальные практики и формы культовой организации «анимистов» в Нигерии и сантеро на Кубе, чтобы выявить общие черты и различия, обнаружить факторы, обеспечивающие преемственность и вызывающие разрывы. Особое внимание было уделено тому, что происходит с религиозными практиками в Нигерии и на Кубе сегодня, как они связаны с искусством, коллективной памятью и идентичностью, как отвечают на вызовы глобального мира (в том числе пандемию).
Теоретические рамки включили концепции «patchwork religion» Роберта Вазноу, «invented tradition» Эрика Хобсбаума и «invented religion» Кэрол Кьюсак, синкретизма в понимании Мелвилла Херсковица и Уильяма Баскома, а также понятия, сближающие антропологию религии и медицинскую антропологию, в частности, «misfortune» и «uncertainty» (Сьюзан Уайт и др.).
Ольга Борисовна Христофорова — доктор филологических наук, директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, профессор Центра социальной антропологии РГГУ, в. н. с. Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.
Фотография из полевых материалов автора