Школа искусств и культурного наследия приглашает исследователей к участию в конференции «После (пост)фотографии» 11-13 апреля 2024 года. «После (пост)фотографии» — международная конференция по визуальным исследованиям, истории и теории фотографии, которая пройдет в Европейском университете в девятый раз. Тема конференции этого года — «Нужна ли нам сегодня фотография?».
Летом 2023 года все увлеклись искусственным интеллектом — казалось, мы вновь стоим на пороге технологической революции (в прошлом мы уже несколько раз предчувствовали ее приход, но так и не дождались). Предполагалось, что в течение следующего десятилетия сфера труда, связанная с созданием текстов или изображений, кардинально преобразится. Очевидно, что эти изменения затронут и фотографию.
Те инструменты искусственного интеллекта, которые уже используются для создания, анимирования и редактирования изображений, поистине поражают и заставляют с новой силой обеспокоиться, сохранит ли фотография свою суть и функцию: достоверно отображать визуальный мир.
Но это не новость. В действительности, сомнения в правдивости фотографических изображений так же стары, как и сам медиум. И хотя мы видим появление множества по-настоящему новаторских медиа: deepfake, фотореалистичные видеоигры, геолокационные съемки с дронов, 3D-фотоотпечатки, дополненная реальность и многое другое, — вопросы, которые мы к ним имеем, остаются прежними: на чем держится доверие, проявляемое нами и поколениями до нас к изображению, которое мы воспринимаем как фотографическое? И почему мы продолжаем испытывать смущение, когда это доверие в очередной раз не оправдывается?
В рамках «После (пост)фотографии — 9» мы предлагаем вместе поразмышлять о том, почему, несмотря на наши смешанные чувства к фотографии, она, очевидно, остается важнейшим компонентом современного, постмодернистского общества и общества будущего. Как темы для разговора нас интересуют разнообразные способы применения фотографии, фотографические материальности и аудитории, доводы, ставящие под сомнение ее авторитет, и доводы, его укрепляющие. Мы задаемся вопросами: существуют ли медиа, которые могут заменить фотографию? и что такое фотография за пределами изображения?
И, конечно, мы будем рады узнать о других исследованиях в области фотографии — новаторских, причудливых, касающихся забытых тем или мертвых медиа. Если вы изучаете, к примеру, фотоконкурсы радиологов, астрофотографические экспедиции XIX века, частную фотографию в Латинской Америке, предысторию цифровых фильтров, безграмотное использование фотографий в сериалах (например, CSI), российскую фотожурналистику 1990-х годов или домашние видеопоказы в Австрии или Австралии, мы с интересом отнесемся к вашей заявке. В конце концов, возможно, мы поймем, что фотография все еще нужна нам по той или иной причине, хотя бы как самый интересный предмет для исследования.
Конференция пройдет в смешанном формате (онлайн и офлайн) 11-13 апреля 2024 года в ЕУСПб. Регламент выступления — до 20 минут. Рабочие языки конференции — русский, английский.
Заявки участников принимаются до 15 января 2024 года включительно по адресу: afterpostphotography@eu.spb.ru. Заявка, оформленная как файл .doc (.docx), должна включать название доклада, гипотезы и основные тезисы (250-400 слов) на английском языке. Поскольку заявки отбираются в режиме «слепого» рецензирования, мы просим не указывать в тексте файла и в его названии ваше имя. Назвать файл мы просим по первым двум словам названия доклада, например: Synchronizing_Photography.doc
К заявке нужно приложить согласие на обработку персональных данных (нужно скачать, заполнить и отсканировать файл). Вопросы касательно процедуры подачи заявок или любые другие вопросы о конференции можно задать письмом по этому же адресу.
К участию будут приглашены не более 16 человек. Предпочтение будет отдано заявкам, отличающимся новизной предложенной темы, междисциплинарностью исследовательского подхода и разноообразием методов и материала. Оргкомитет известит о своем решении по электронной почте не позднее 28 февраля 2024 года.
Оргкомитет конференции «После (пост)фотографии»: Мария Гурьева (ЕУСПб), Ольга Давыдова (СПбГУ), Дарья Панайотти (ГМИИ им. Пушкина), Фридрих Тетьен.
Фото из коллекции Фридриха Тетьена