Религиозно-этическое движение Мусар, возникшее в середине XIX века на западной окраине Российской империи, сыграло важную роль в формировании еврейской ультраортодоксии литовского направления. С начала XXI века интерес к Мусару резко вырос: его идеи и практики оказались востребованными в самых разных направлениях иудаизма и даже за его пределами. Спикер — Александр Львов (Петербургский институт иудаики).
В этом пиетистском движении, ставящем во главу угла yirat ha-Shem («страх Божий») и защиту традиции перед лицом наступающей современности, исследователи обнаруживают многочисленные нововведения: включение экзаменов и оценок в структуру еврейского образования, усвоение буржуазных ценностей опрятности и сдержанности, с одной стороны, и методов агитации на «бирже», заимствованных из революционного движения 1905 года, — с другой, использование техники морального самосовершенствования, предложенной Бенджамином Франклином, и др. Все эти разнородные новшества были направлены на дисциплинирование религиозного еврейства — текстуальных сообществ, казавшихся сторонникам просвещения воплощением хаоса.
Каким образом идеи и практики дисциплинирования оказались легитимными для еврейских текстуальных сообществ? Спикер покажет, что легитимация дисциплинированности происходила в условиях чрезвычайного положения, вызванного эпидемией холеры 1848 года. В это время теория миазма получила почти всеобщее признание — холера считалась не заразной (E. Ackerknecht) и ответственность за болезнь возлагалась на самих заболевших, пренебрегавших врачебно-полицейскими рекомендациями. Другим источником болезни считалось воображение и связанное с ним «моральное заражение» (J. Goldstein), избежать которого помогала «моральная храбрость» и самоконтроль. Мы рассмотрим рецепцию этих идей в российском обществе и в письмах основателя движения Мусар р. Исраэля Салантера, в легендах о нем, в религиозных и светских интерпретациях этих легенд.
Мероприятие состоится очно. Посещение свободное, без регистрации.