17 ноября состоится вторая лекция цикла лекций Игоря Смекалова в рамках Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия. На этот раз искусствовед расскажет о «Миссионерах авангарда в провинции и системе ГСХМ».
Бытование авангарда в регионах России — один из наименее исследованных аспектов отечественного искусства. Миссионерское движение художников из столиц на периферию, а затем возвратное влияние представителей периферии на искусство столиц — существенная особенность культурной политики первых послереволюционных лет. Многоаспектность и разновекторность этого эксперимента ярко характеризуют авангард как общественный художественно-исторический феномен.
С середины 1919 года из столиц в провинцию отправились целые колонии художников с мандатами Наркомпроса. Непосредственной задачей «десанта» было создание ГСХМ, самостоятельных, но сложно связанных между собой. Авангардисты в регионах — это именно преподаватели ГСХМ (мастера, инструкторы) и их последователи (подмастерья). Высокий накал творчества обеспечивали также пролеткультовцы, представители ИЗО в отделах народного образования Губоно, армейский агитпроп.
«Великая утопия» будущего мира творилась многочисленными адептами левых течений. На конкретных примерах комментируется их учебная, выставочная и музейная деятельность.
Размаху движения способствовала вся образовательная стратегия авангарда, направленная на воспитание нового человека, его приобщение к новой культуре, которая, как представлялось, была созвучна эпохе социальной революции и научно-технических новаций.
Уже после реформирования столичных ГСХМ во Вхутемас (осень-зима 1920 года) мастерские в провинции продолжали действовать до 1922 года включительно.
Мероприятие состоится очно. Для участия необходима регистрация на Timepad.
Изображение: Кудряшов И. А. Общая схема росписи театра в Оренбурге. 1920. ГТГ / Съемка из фотоархива Третьяковской галереи